2-651/2020
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Жарниковой О.В.,
при секретаре Вагановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-651/2020 по иску Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Д.Б.Г. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия В.А.В.., действующий на основании доверенности, обратился в суд с названным иском, указывая, что в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», а также Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №, в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере один миллион рублей медицинским работникам, прибывшим в 2018 году после окончания образовательного учреждения на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Представитель истца отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «<данные изъяты> и ответчиком Д.Б.Г. заключен трудовой договор.
Кроме того, во исполнение названного Порядка, на основании заявления ответчика с последним был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому ответчику была перечислена выплата в размере <данные изъяты>. Пунктом 3.2. установлена обязанность работника отработать в течение 5 лет по основному месту работы. Пунктом 2.1 договора установлено право Минздрава РБ требовать возврата работником части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока.
Таким образом, свои обязательства перед ответчиком Министерство здравоохранения Республики Бурятия выполнило в полном объеме. В свою очередь ответчик принятые на себя обязательства не выполнил, поскольку ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Д.Б.Г. расторгнут на основании заявления об увольнении по собственному желанию, т.е. до истечения пятилетнего срока.
Представитель истца просит учесть, что Приказом Минздрава РБ от ДД.ММ.ГГГГ. № действие договора от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам прекращено в связи с расторжением трудового договора с ГБУЗ «<данные изъяты>». Приказом Минздрава РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ. установлена сумма возврата части единовременной компенсационный выплаты, рассчитанная пропорционально отработанному ответчиком периоду по установленной формуле, которая составила <данные изъяты>
На основании изложенного представитель истца просит взыскать с Д.Б.Г. часть единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>., рассчитанной пропорционально отработанному периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца В.А.В. действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил соответствующее заявление.
Согласно ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 1 ст. 115 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Судебное извещение направлялось ответчику Д.Б.Г. по адресу прежней регистрации, отраженного в иске <адрес>, и по адресу, указанному ответчиком при заключении трудового договора с ГБУЗ «<данные изъяты>» - <адрес> а также по адресу регистрации, являющимся актуальными сведениями о регистрации ответчика из адресно-справочной службы – <адрес>. Между тем, извещения ответчиком не получены, в связи с истечением срока хранения и неудачной попыткой вручения. Действия ответчика расцениваются судом как уклонение от получения судебного извещения. О перемене своего адреса или номера телефона ответчик не сообщил, других сведений для извещения, не указал. Информация о движении дела размещена на сайте суда.
В абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ указано, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ).
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо.
В соответствии с пунктом 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, и пункту 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
С учетом изложенного, суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о необходимости явки в судебное заседание. В силу принципа диспозитивности, сторона по делу самостоятельно распоряжается своими процессуальными правами, по своей воле и в своих интересах.
Поскольку доказательств уважительности причин неявки ответчика суду не представлено, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела не поступало, суд считает возможным, с согласия представителя истца, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства, по правилам главы 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условия не допускаются.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Д.Б.Г.. и ГБУЗ «<данные изъяты>» заключен трудовой договор № согласно которому Д.Б.Г. принят на работу в ГБУЗ «<данные изъяты>» в палату реанимации и интенсивной терапии на должность врача анестезиолога-реаниматолога. Договор заключен по основному месту работы, с полной занятостью, на неопределенный срок, датой начало работы является ДД.ММ.ГГГГ, о чем издан соответствующий приказ главного врача.
Пунктом 5.10 трудового договора предусмотрена обязанность работника проработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в связи с подписанием договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Бурятия и Д.Б.Г. заключен договор № о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам) за счет средств субсидий федерального бюджета и софинансирования из средств республиканского бюджета медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт с населением до 50 тыс. человек.
По условиям данного договора Министерство предоставляет единовременную компенсационную выплату в размере <данные изъяты> Д.Б.Г. который обязуется отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в ГБУЗ «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
Согласно подпункту 3.2.5 названого Договора медицинский работник обязуется в случае прекращения трудового договора с учреждением здравоохранения, до истечения пятилетнего срока с даты начала работы в учреждении здравоохранения по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвратить на лицевой счет Минздрава в течение 30 дней с даты прекращения трудового договора часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты расторжения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Министерством здравоохранения Республики Бурятия принятые обязательства исполнены, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении Д.Б.Г. <данные изъяты>
Между тем, приказом главного врача ГБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Д.Б.Г. расторгнут по п. 3 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).
Приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Д.Б.Г. установлена сумма, подлежащая возврату единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>
Вместе с тем, до настоящего времени обязательство по возврату компенсационных выплат Д.Б.Г.. не исполнено.
Правовое регулирование порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты установлено положениями пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений).
В целях реализации на территории Республики Бурятия части 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.02.2018 года № 86 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Республики Бурятия, определяющий правил предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Бурятия (далее - Медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени (далее - медицинский работник), установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Бурятия (далее - Минздрав РБ), предусмотренный пунктом 3 настоящего Порядка, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек.
По смыслу указанных положений предусмотрен возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Таким образом, Д.Б.Г. заключая договор на осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>., добровольно принял на себя обязанность отработать пять лет по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Соответственно, суд считает подтверждённым в судебном заседании факт, что Д.Б.Г.. в нарушение условий договора о представлении единовременной конденсационной выплаты расторгнул трудовой договор с ГБУЗ «<данные изъяты>» до истечения пятилетнего срока действия договора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Д.Б.Г. не исполнил условия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ предусматривающего обязанность работника проработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в связи с подписанием договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также обязательства, предусмотренные договором от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие после увольнения в течение 30 календарных дней возвратить денежные средства в бюджет Республики Бурятия.
Поэтому суд считает обоснованным требование Министерства здравоохранения Республики Бурятия о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
Поскольку природа данной выплаты непосредственно связана с фактом прибытия ответчика после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт и заключением трудового договора следовательно, в расчете отработанного времени следует учесть весь период работы по трудовому договору, расчет отработанного времени должен исчисляться именно с момента начала работы, установленного трудовым договором.
С учетом изложенного, суд считает, что расчет размера единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату Д.Б.Г.., должен производиться пропорционально отработанному времени, имевшему место в период с ДД.ММ.ГГГГ (начала трудовой деятельность) до ДД.ММ.ГГГГ (даты прекращения трудовых отношений).
Расчет суммы, подлежащей взысканию выглядит следующим образом: <данные изъяты> – (<данные изъяты> Х <данные изъяты>) : <данные изъяты> – (<данные изъяты> Х <данные изъяты>): <данные изъяты>= <данные изъяты>, где <данные изъяты> – сумма единовременной компенсационной выплаты; <данные изъяты> – сумма, рассчитанная за 1 календарный год с момента трудоустройства работника; <данные изъяты> и <данные изъяты> – количество отработанных работником полных дней с момента трудоустройства в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, <данные изъяты> – количество календарных дней в году.
Учитывая изложенное, заявленные требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия, суд расценивает как законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет МО «<данные изъяты>» госпошлину в размере <данные изъяты>.
Ответчик, не явившись в суд, не представил доказательств, опровергающих доводы истца, поэтому суд приходит к выводу о том, что ответчик согласен с иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Д.Б.Г. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты – удовлетворить.
Взыскать с Д.Б.Г. в пользу Министерства здравоохранения Республики Бурятия часть единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>, рассчитанной пропорционально отработанному периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Д.Б.Г. в бюджет МО «<данные изъяты>» госпошлину в размере <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Жарникова О.В.