Решение по делу № 2-2729/2024 от 12.07.2024

Дело № 2-2729/2024

43RS0003-01-2024-003823-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 11 сентября 2024 года

    Первомайский районный суд г. Кирова

в составе председательствующего судьи Макеевой С.Г.,

при ведении протокола помощником Колеватовой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2729/2024 по иску прокурора г. Кирова в интересах ФИО2 к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кирова обратился с иском в интересах ФИО2 к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой г. Кирова рассмотрено обращение ФИО7, действующей в интересах опекаемого, инвалида 1 группы ФИО2, по вопросу необходимости обеспечения его жилым помещением, пригодным для проживания инвалида.

По результатам проверки доводов обращения ФИО7 выявлены нарушения жилищных прав ФИО2, являющегося инвалидом 1 группы.

Проверкой установлено, что распоряжением администрации г. Кирова от {Дата} ФИО2, а также его бывшей супруге – ФИО8 по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: {Адрес}, и {Дата} с ФИО2 заключен договор социального найма.

Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п, общее имущество в МКД, нанимателем которого является ФИО2, не соответствует требованиям раздела 111, а жилое помещение – разделу IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от {Дата} {Номер}, принято решение о выявлении оснований для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания инвалида ФИО2 и членов его семьи. Реконструкции или капитальному ремонту жилое помещение, занимаемое ФИО2, не подлежит.

{Дата} ФИО2 признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании распоряжения главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Нововятскому району администрации г. Кирова.

По информации, полученной из администрации г. Кирова, ФИО2 жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида, не обеспечен, несмотря на наличие у него внеочередного права, чем нарушаются его жилищные права.

В целях устранения нарушений закона прокуратурой г. Кирова главе администрации г. Кирова {Дата} внесено представление, по результатам рассмотрения которого жилищные права ФИО2 не восстановлены.

Неисполнение администрацией г. Кирова обязанности по предоставлению ФИО2, имеющему инвалидность, жилого помещения во внеочередном порядке, нарушает его право на жилище и образует незаконное бездействие органа местного самоуправления.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Кирова по предоставлению ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах МО «Город Киров», пригодного для проживания инвалида, возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах МО «Город Киров», пригодное для проживания инвалида, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м.

В судебном заседании прокурор ФИО4 настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил, что имеются правовые основания для предоставления материальному истцу истребуемого жилого помещения.

Представитель администрации г. Кирова ФИО5 полагала требования не подлежащими удовлетворению, просила отказать. Пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется, представила письменный отзыв. Пояснила, что в настоящее время у ответчика отсутствуют жилые помещения, пригодные для проживания инвалидов. Выразила несогласие с истребуемой прокурором площадью предоставления жилого помещения.

Законный представитель – опекун ФИО2ФИО7, третьи лица: ФИО8, МКУ «КЖУ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

С учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав прокурора, представителя администрации г. Кирова, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (пункт "в.2" части 1 статьи 114).

В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 названного Закона предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно требованиям п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на предъявление особых (дополнительных) требований к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды.

В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалида жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил). Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Из изложенного следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} по гражданскому делу {Номер} ФИО2 признан недееспособным. Как следует из заявления ФИО7, ее брат, ФИО2, {Дата} года рождения, из-за болезни не может понимать значение своих действий и руководить ими, не ориентируется в пространстве и времени, не может самостоятельно себя обслуживать, нуждается в постоянном контроле и опеке. Согласно заключению комиссии экспертов от {Дата} {Номер}, у ФИО2 в форме органического расстройства личности и поведения сложной этиологии (токсической, травматической, дисциркуляторной), с выраженным психоорганическим синдромом, у лица с умственной отсталостью, осложненное синдромом зависимости от алкоголя, средней стадии. Об этом свидетельствуют данные анамнеза о наличии экзагенно-органических вредностей (наличие на протяжении длительного времени гипертонической болезни, цереброва-скулярной болезни, церебрального атеросклероза, энцефалопатии сочетанного генеза с выраженными когнитивными нарушениями, перенесенные ранее травмы головы), с присоединением церебрастенической симптоматики (головокружение, головные боли), злоупотребление алкоголем, запойные формы пьянства, утрата количественного и ситуационного контроля, сформированная психическая и физическая зависимость, алкогольно-абстинентный синдром, с нарастающим в последующем когнитивным снижением, изменениями личности и социальной дезадаптацией, а также такие выраженные изменения личности, как нарушения мнестических функций, с нарушением ориентировки во времени, малопродуктивность, инертность мышления, пониженный темп психических процессов, трудности организации собственных действий, речевые нарушения, недоосмышление происходящего вокруг, утрата ориентировки в бытовых вопросах, утрата критики. В связи с чем, он не может понимать значение своих действий и руководить ими, а также не может участвовать в судебном заседании при рассмотрении дела.

Распоряжением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-зр опекуном недееспособного ФИО2 назначена ФИО7

Распоряжением администрации г. Кирова от {Дата} ФИО2, а также его бывшей супруге – ФИО8 по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: {Адрес}

{Дата} с ФИО2 заключен договор социального найма, согласно которому предоставлено жилое помещение общей площадью 28 кв.м. в отдельной квартире по адресу: {Адрес}

{Дата} Управление опеки и попечительства администрации г. Кирова разрешило опекуну ФИО7 снятие недееспособного ФИО2 с регистрации по месту жительства и регистрацию вместе с опекуном ФИО7 по адресу: {Адрес} квартире общей площадью 28 кв.м.

Согласно акту обследования жилого помещения от {Дата}, имеется необходимость приспособления жилого помещения и имущества в МКД, в котором проживает инвалид, в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в связи с затруднительными условиями проживания. Техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД, в котором проживает инвалид, отсутствует.

Согласно акту обследования жилого помещения от {Дата}, муниципальная комиссия пришла к аналогичным выводам.

Заключением {Номер} от {Дата} муниципальной комиссией установлено отсутствие возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в МКД, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.

{Дата} принято решение {Номер} об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта МКД (части дома), в котором проживает инвалид.

Постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п жилое помещение по адресу: {Адрес}, признано непригодным для проживания инвалида ФИО2 и членов его семьи.

{Дата} ФИО2 признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании распоряжения главы администрации г. Кирова, начальника ТУ по Нововятскому району администрации г. Кирова.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.

С учетом установленных обстоятельств, норм действующего законодательства, учитывая, что ФИО2 признан недееспособным и ему назначен опекун, учитывая, в том числе право ФИО2 на посторонний уход за ним в его новом жилом помещении, суд полагает требования прокурора г. Кирова о предоставлении ФИО2, по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 28 кв.м., пригодного для проживания инвалида, отвечающего санитарно – техническим требованиям в пределах муниципального образования город Киров обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оснований для признания бездействия администрации г. Кирова в связи с установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами, не имеется.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора г. Кирова в интересах ФИО2 к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г. Кирова (ИНН {Номер}) предоставить ФИО2, {Дата} года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м., пригодное для проживания инвалида, отвечающее санитарно – техническим требованиям в пределах муниципального образования город Киров.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

    

Судья /подпись/ С.Г. Макеева

В окончательной форме решение принято 18.09.2024 года.

2-2729/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Кирова
Арсеньев Алексей Владимирович в лице законного представителя Трегубовой Светланы Владимировны
Ответчики
Муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова
Другие
Трегубова Светлана Владимировна
Арсеньева Марина Николаевна
МКУ "Кировское жилищное управление"
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Дело на странице суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2024Передача материалов судье
16.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее