Решение по делу № 33-24401/2018 от 05.12.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-24401/2018

19 декабря 2018 г.                                 г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Турумтаевой Г.Я.

судей                                Васильевой Г.Ф.

                        Сагетдиновой А.М.

с участием прокурора                     Замалетдиновой Л.И.

при секретаре                        Шуматбаевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ, на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2018 г., которым постановлено:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Букарева Максима Павловича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Букареву М.П., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее <...> кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <...> лет.

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах Букарева М.П. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на <...> лет отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд в интересах Букарева М.П. с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков предоставить Букареву М.П., <...> рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее <...> кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на <...> лет.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Букарева М.П., об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что мать заявителя Букарева М.А. по решению Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от <...> лишена родительских прав, отец умер <...> Заявитель с <...> воспитывался в ГБОУ детский <...>, с <...> по <...> воспитывался в ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат с ограниченными возможностями, находился на полном государственном обеспечении. Букарев М.П. собственного жилья не имеет. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ от <...> <...> Букарев М.П. принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. В нарушение вышеуказанных требований законодательства Букареву М.П. до настоящего времени Администрацией городского округа г. Уфа РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Букарева М.П., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Букарев М.П. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ, ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что обеспечение жильем данной категории граждан зависит от выделения лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу г. Уфа Республики Башкортостан на приобретение жилья.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И. полагавшую решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).

Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.

В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В главе 9 Жилищного кодекса РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В главе 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 103 главы 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.

До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.

С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Для этой цели согласно пункту 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:

заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;

заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

Аналогичные правовые предписания вытекают из содержания Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из материалов дела следует, что Букарев М.П. родился <...>, согласно свидетельству о рождении <...>, выданного <...>, в графе мать указана Букарева М.А., отцом указан Букарев П.П..

Из справки серии <...> <...> следует, что Букарев М.П. является инвалидом категории «ребенок-инвалид».

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от <...> мать Букарева М.П. – Букарева М.А. лишена родительских прав, отец умер <...>, что подтверждается свидетельством о смерти II AP <...> от <...>

Букарев М.П. с <...> воспитывался в ГБОУ детский дом № 9 г.Уфы, с <...> по <...>, согласно справке <...> от <...> воспитывался в ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат с ограниченными возможностями.

Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ от <...> <...> Букарев М.П. поставлен на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заявитель Букарев М.П. в <...> окончил ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат с ограниченными возможностями, обучался в ГБПОУ Мишкинский агропромышленный колледж по специальности пчеловод, в <...> окончил ГАПОУ Нефтекамский профессиональный колледж по профессии садовник. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством об обучении <...> от <...>, справкой <...> от <...> (л.д.21), свидетельством о профессии рабочено, должности служащего <...> от <...>

Букарев М.П. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой ГУП БТИ Республики Башкортостан, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

До настоящего момента Букарев М.П. жилым помещением не обеспечен.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы РБ, действующего в интересах Букарева М.П. к Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, при этом исходил из того, что Букарев М.П., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на получение жилого помещения, которое он до настоящего времени не реализовал.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является правильным, основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым судом была дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфы РБ об отсутствии денежных средств - субвенций для осуществления полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принят во внимание, поскольку обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфы РБ – без удовлетворения.

Председательствующий:                Г.Я. Турумтаева

Судьи:                            Г.Ф. Васильева

                                А.М. Сагетдинова

Справка: судья Легостаева А.М.

33-24401/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Васильева Галина Федоровна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее