Решение по делу № 2-2976/2016 от 24.05.2016

Дело № 2-2976/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Кухта Т.Е.,

с участием прокурора Байкина И.М.,

представителя ответчика П.В.,

представителя третьего лица М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

09 августа 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ухты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская психиатрическая больница» о возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере пожарной безопасности,

установил:

Прокурор г. Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская психиатрическая больница» (далее по тексту – ГБУЗ РК «УПБ») об обязании в срок до 01.07.2017 устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в зданиях ГБУЗ РК «УПБ», а именно:

- установить в здании стационарного отделения неотложной наркологической помощи, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Шудаяг, ул. Павлова, д. 25, стр. 6 и в здании стационарного психиатрического отделения № 1, расположенного по адресу: .... дополнительного оборудования системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения с обеспечением информирования дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым;

- выполнить в помещениях цокольного этажа диспансерного наркологического отделения, расположенного по адресу: ...., ширину коридора эвакуационного пути в отделении не менее 1 метра.

В обоснование заявленных требований указано следующее. Прокуратурой г.Ухты по обращению Отдела надзорной деятельности города Ухты Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее по тексту – ОНД г. Ухты) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах ГБУЗ РК «УПБ», расположенных по адресам: .... (здание стационарного отделения неотложной наркологической помощи); .... (здание стационарного психиатрического отделения № 1); .... (диспансерное наркологическое отделение). В ходе проверки было установлено, что со стороны ГБУЗ РК «УПБ» имеет место невыполнение законных предписаний ОНД г. Ухты № № .... по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения которых истек - 01.03.2016. Таким образом, условия эксплуатации зданий ГБУЗ РК «УПБ» не отвечают требованиям пожарной безопасности, установленными стандартами, нормами и правилами в РФ, что в свою очередь, создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих в нем людей. Нарушения, имеющиеся в учреждении могут серьезным образом повлиять на эвакуацию и спасение людей в случае возникновения пожара, привести к массовой гибели людей.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 августа 2016 года производство по делу в части возложения на ГБУЗ РК «УПБ» обязанности по установке в здании стационарного отделения неотложной наркологической помощи, расположенном по адресу: ...., .... дополнительного оборудования системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения с обеспечением информирования дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым; и выполнения в помещениях цокольного этажа диспансерного наркологического отделения, расположенного по адресу: ...., ширины коридора эвакуационного пути в отделении не менее 1 метра прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований в данной части.

В судебном заседании прокурор И.М. на заявленном требовании настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика П.В., выступая в суде, исковые требования не признал, указав, что в настоящее время администрацией ГБУЗ РК «УПБ» принимаются меры по оснащению здания стационарного психиатрического отделения № 1, расположенного по адресу: ...., дополнительной системой оповещения о пожаре.

Представитель третьего лица ОНД г. Ухты М.В. в судебном заседании полагала, что заявленные требования к ответчику являются законными и обоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ГБУЗ РК «УПБ» является учреждением, оказывающее квалифицированную специализированную психиатрическую, наркологическую, психотерапевтическую, медико-социальную помощь населению.

Здание стационарного психиатрического отделения № 1, расположенное по адресу: ...., на праве оперативного управления принадлежит ГБУЗ РК «УПБ», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .... от 15.11.2011.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Ухты по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Коми от 03 марта 2015 года № .... в период с 06 апреля 2015 года по 16 апреля 2016 года ОНД г. Ухты проведена плановая выездная проверка в отношении здания стационарного психиатрического отделения № 1 ГБУЗ РК «УПБ», расположенного по адресу: ....

По результатам проверки главным государственным инспектором г. Ухты по пожарному надзору выдано предписание № .... от 16 апреля 2015 года, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе нарушение ч. 12 ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», выразившееся в том, что здание медицинской организации с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения дополнительно не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. ГБУЗ РК «УПБ» предложено устранить выявленное нарушение в срок до 01 марта 2016 года.

28 марта 2016 года ОНД г. Ухты во исполнение распоряжения от 25 февраля 2016 № 186 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено неисполнение требований предписания № .... от 16 апреля 2015 года, установлен новый срок для устранения нарушений - до 01 марта 2017 года.

Постановлением ОНД г. Ухты от 11 апреля 2016 года № .... ГБУЗ РК «УПБ» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

Законность вынесенных предписаний ГБУЗ РК «УПБ» не оспаривалась, постановление о привлечении ГБУЗ РК «УПБ» к административной ответственности вступило в законную силу.

Не исполнение требований пожарной безопасности медицинским учреждением послужило основанием для обращения ОНД г. Ухты в прокуратуру г. Ухты для принятия мер прокурорского реагирования.

Прокуратурой г.Ухты по обращению ОНДиПР г. Ухты проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объекте ГБУЗ РК «УПБ» - здание стационарного психиатрического отделения № 1, расположенного по адресу: ....

Прокурорской проверкой установлено, что со стороны ГБУЗ РК «УПБ» имеет место невыполнение в установленный срок законного предписания отдела надзорной деятельности г. Ухты № .... Так, в нарушение ч. 12 ст. 84 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание стационарного психиатрического отделения № 1 ГБУЗ РК «УПБ» до настоящего времени не оборудовано (не оснащено) дополнительными системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 1 указанного Закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 12 ст. 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

Проанализировав указанные нормы права, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в части оборудования (оснащения) здания дополнительными системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения медицинским учреждением не устранены, что создает непосредственную опасность причинения вреда здоровью и угрозу жизни пребывающих в нем людей в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ГБУЗ РК «УПБ» обязанности устранить их в установленный контролирующим органом срок.

Срок исполнения требования – до 01 июля 2017 года предложен прокурором, исходя из реальной возможности ответчика, поскольку на выполнение необходимых мероприятий требуются большие материальные затраты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Ухты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинская психиатрическая больница» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, путем установки в принадлежащем ей на праве собственности здании стационарного психиатрического отделения № 1, расположенного по адресу: .... дополнительного оборудования - системы (средства) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения с обеспечением информирования дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым, в срок до 01 июля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 15.08.2016.

Судья С. С. Логинов

2-2976/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ухта
Ответчики
ГБУЗ РК "Ухтинская психиатрическая больница"
Другие
ОНД и ПР г. Ухты
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
24.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2016Передача материалов судье
27.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.06.2016Предварительное судебное заседание
05.07.2016Судебное заседание
09.08.2016Судебное заседание
15.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее