Решение по делу № 2а-1286/2018 от 19.09.2018

Дело № 2а-1286/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2018 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Свириной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клямова А.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Государственному казенному учреждению «Управление земельными ресурсами» об оспаривании решений,

установил:

21 сентября 2017 года Клямов А.В. обратился через ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия» с документами, подготовленными ООО «Земля плюс», на утверждение схемы земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, на предоставление в аренду под ИЖС. Из ответа от 02 ноября 2017 года № 22370/12-4-21 следует, что правовых оснований для удовлетворения заявления нет. Клямов А.В. полагает, что осталось заключить договор аренды земельного участка, но получает письмо от 29 декабря 2017 года №27058/12-4-21 об утверждении схемы на испрашиваемый земельный участок (распоряжение №729-м/20р от 27 декабря 2017 года), на запрашиваемый истцом земельный участок получил кадастровый номер 10:07:0022119:139. ГКУ «Управление земельными ресурсами» (далее - Управление) в своем ответе от 14 июня 2018 года №38917/12-4-21 отказало в оформлении земельного участка в связи с отсутствием закона в Республике Карелия, позволяющего исполнить пп. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Клямов А.В. просит представить земельный участок под ИЖС в соответствии с ч. 2 п.15 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов, для чего 19 июня 2018 года подает новое заявление по электронной почте, затем такое заявление подает в электронном виде 04 июля 2018 года. 10 июля 2018 года получено сообщение, что проект ответа подготовлен и направлен в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) на подписание. По телефону Клямову А.В. сообщили, что ему подготовлен отказ, предложено написать еще заявление уже в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ через проведение аукциона на право заключения договора аренды. Истец подал новое заявление 24 июля 2018 года. Ответ на второе заявление на 18 сентября 2018 года Клямовым А.В. не получен, в связи с чем считает, что срок обжалования действий государственного органа не начался. С момента уже четвертого обращения с заявлением о предоставлении земли под ИЖС в п. Вяртсиля (по телефону представитель Управления земельными ресурсами сообщил, что аукцион они тоже не могут провести) прошло 7 месяцев 25 дней, а вопрос не решен. Действия Министерства в досудебном порядке обжалованы, но ответа истец не получил. Клямов А.В. просит признать отказ в предоставлении земли под ИЖС и ведение сельского хозяйства без проведения торгов незаконными, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод, и обязать заключить с ним договор аренды земли под ИЖС и ведение сельского хозяйства без проведения торгов.

05 октября 2018 года представитель административного истца Андрианов В.С., действующий на основании доверенности, изменил исковые требования, просит признать отказ в предоставлении земли в аренду под строительство жилья от 21 сентября 2018 года №46537/12-4-21 незаконным, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Клямова А.В. и обязать организовать аукцион на право получения в аренду земли для строительства жилья.

В судебное заседание административный истец Клямов А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В судебном заседании представитель административного истца Андрианов В.С., действующий на основании доверенности, доводы административного иска с учётом уточнения требований поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в суд не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на административное исковое заявление. Указывает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона согласно пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства. Поскольку на испрашиваемом Клямовым А.В. земельном участке расположен гараж и хозяйственные постройки, отказ Министерства от 21 сентября 2018 года № 46537/12.4-21 в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка вынесен законно. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель Государственного казенного учреждения «Управление земельными ресурсами» в суд не явился, извещены, просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что, по мнению административного ответчика, Управление не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделено Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Представитель Администрации Вяртсильского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, возражений по иску не представлено.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пп. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пп. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 года № 326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (Комитет) переименован в Министерство), утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 года № 390-П, Министерство с 01 января 2016 года осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем 6 лет. В силу п. 19 ст. 39.16 ЗК уполномоченный орган принимает решение об отказе в представлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка в заявленном виде прав не допускается.

Вместе с тем, в Республике Карелия закон, предусматривающий порядок представления земельных участков в рамках реализации положений, установленных пп. 6 п.2 ст. 39.10. ЗК РФ, не принят.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, которая устанавливает особенности предоставления указанных земельных участков, которыми также предусмотрена обязательность подачи гражданином заявления о предварительном согласовании представления земельного участка и обеспечение публикации извещения о предоставлении земельного участка.

Исходя из пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в т.ч. сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ст. 55.32 ГрК РФ.

Судом установлено, что 27 сентября 2017 года Клямов А.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ранее - Комитет) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <Адрес обезличен>, на кадастровом плане территории в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Заявление зарегистрировано под входящим номером 215633.

Решением Комитета № 22370/12.4-21 от 02 ноября 2017 года Клямову А.В. отказано в утверждении схемы по тем основаниям, что согласно представленной схеме на земельном участке расположены здания, сооружения, однако, правоустанавливающие документы для рассмотрения возможности предоставления земельного участка без торгов по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, Клямовым А.В. представлены не были.

При повторном рассмотрении заявления Клямова А.В. о пересмотре решения Комитета от 02 ноября 2017 года, поступившего 20 ноября 2017 года через подведомственное Министерству Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», издано распоряжение № 729-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории», которым утверждена Схема расположения земельного участка в кадастровом квартале <Номер обезличен>, площадью 1477 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>

Указанный земельный участок согласно выписке из ЕГРН от 24 апреля 2018 года зарегистрирован под кадастровым номером <Номер обезличен>, земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Письмом Министерства № 38917/12.4-21 от 14 июня 2018 года Клямову А.В. отказано в предоставлении данного земельного участка в безвозмездное пользование. Исходя из доводов административного ответчика, отказ мотивирован тем, что предоставление земельного участка по заявлению Клямова А.В. от 27 сентября 2017 года в порядке ст. 39.11 ЗК РФ возможно только путем проведения аукциона.

Клямов А.В. с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка в рамках ст. 39.15. ЗК РФ не обращался, что им не оспаривалось.

24 июля 2018 года Клямов А.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для индивидуального жилищного строительства

21 сентября 2018 года в ответ на заявление Клямова А.В. (входящий № 47683 от 24 июля 2018 года) Министерством принято решение об отказе Клямову А.В. в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для ИЖС, испрашиваемый земельный участок не может быть выставлен на аукцион на основании пп. 8 п. 8 ст.39.11 ЗК РФ, поскольку на нем размещены гараж и хозяйственные постройки, принадлежащие третьим лицам.

Данное обстоятельство подтверждается актом обследования земельного участка с установлением фактического использования земельного участка от 24 ноября 2017 года с приложенной фототаблицей, актом обследования земельного участка расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, от 18 октября 2018 года с приложенной фототаблицей.

Так, согласно указанным актам обследования земельного участка, в результате обследования земельного участка в кадастровом квартале земельного участка 10:07:0020119, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> на территории участка расположены гараж и хозяйственные постройки, земельный участок не осваивается.

Решений об освобождении самовольно занятого земельного участка от находящегося на нём имущества в виде гаража и хозяйственных построек не принималось, в материалы дела таких сведений не представлено.

По сведениям, предоставленным Администрацией Вяртсильского городского поселения от 31 октября 2018 года администрацией поселения разрешение на строительство хозяйственных построек, в том числе гаража в районе жилого дома <Адрес обезличен> не выдавалось, сведений о правообладателе не имеют. Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что в отношении расположенных на земельном участке сооружений (объектов) ставился вопрос об их сносе и (или) принято решение о сносе самовольной постройки.

Таким образом, принятое Министерством имущества и земельных отношений решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> соответствует положениям пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

Отсутствие сведений о правообладателе указанного гаража и построек не влияет на существо принятого решения.

На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого отказа административного ответчика незаконным и возложении обязанности организовать аукцион на право получения в аренду земельного участка для строительства жилья.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С.Кустова

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2018 года.

19.09.2018Регистрация административного искового заявления
19.09.2018Передача материалов судье
20.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2018Дело оформлено
30.01.2019Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее