№ 2а-479/2020 года
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Н.В. Байгозина,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к неустановленному ответчику о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Сюмсинского района Удмуртской Республики в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации.
На указанном сайте размещены предложения о возможности оформления и получения за плату медицинских справок и заключений любого содержания в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, без медицинского обследования, в том числе водительской медицинской карты.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Установить собственника сайта для привлечения его к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика не представляется возможным.
Таким образом, сведения, размещенные на страницах указанного сайта, направлены на неограниченный круг лиц, в том числе не достигших совершеннолетия, и вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения документов об образовании, не указывая на противоправность действий, в обход установленным законодательством требованиям.
Руководствуясь ч. 1 ст. 39, 265.1, 265.2, 291 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит:
признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;
копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и не возражал против рассмотрения дела в упрощенном производстве.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощённого (письменного) производства.
Из исследованных материалов дела установлено следующее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года /в редакции от 30 июля 2019 года/ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством:
осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств;
лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основы приобретения медицинских справок в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ /в редакции от 31 июля 2020 года/ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», регулируются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 мая 2012 года № 441н, которым утверждён Порядок выдачи медицинскими работниками справок и медицинских заключений.
Для определения наличия или отсутствия у водителей /кандидатов в водители/ медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование. По его результатам выдаётся медицинское заключение /п.п.6;7,8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств /кандидатов в водители транспортных средств, утверждённого Приказом Минздрава России от 15 июня 2015 года № 344н/.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан РФ», каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
В силу ч. 5 указанного закона пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 ст. 78 этого же Федерального закона закреплено, что медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 441н утверждён Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений /далее по тексту Порядок/, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющую личность /п. 2/.
Согласно п. 7 Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии с п. 10 Порядка справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.
Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения /п. 12/.
Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая:
а) описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов;
б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
в) обоснованные выводы:
о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний;
о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы;
о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;
о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патологоанатомического вскрытия;
г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи /п. 13/.
Медицинские заключения оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии /п. 14/.
Таким образом, законом предусмотрен специальный порядок выдачи медицинских справок и заключений, в том числе, для получения водительской медицинской справки, который предполагает наличие медицинского обследования пациента. В ином порядке получение и выдача медицинских справок и заключений будет являться противозаконным.
За подделку, изготовление или сбыт поддельных документов установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права, или освобождающих от обязанностей, и за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу или сбыт, предусмотрена уголовная и административная ответственность / ст. 324 УК РФ; и ст. 19.23 КоАП РФ соответственно/.
Учитывая, что приобретение за плату медицинских справок и заключений может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределённого круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости покупки и использования документов об образовании, не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
На момент рассмотрения дела, по сведениям Роскомнадзора, сайт с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, в реестре не значится.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27; п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соответственно требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 265.4 КАС РФ, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного административного дела, не подлежат распределению судом.
В соответствии ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://spravkaz-v-gibdd.com/goroda/voditelskie-spravki-v-ryazani/, в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий: Судья Н.В. Байгозин
Копия верна: Судья Н.В. Байгозин
Секретарь судебного заседания Т.В. Малкова