Решение по делу № 12-871/2023 от 25.05.2023

Дело № 12-871/2023

РЕШЕНИЕ

20 июля 2023 года                  город Орел

Судья Советского районного суда города Орла Короткова О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда протест Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой Ирины Петровны на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типунова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении № 3-Э от 11 мая 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова Владимира Николаевича в связи с отсутствием события административного правонарушения,

установил:

в Советский районный суд г. Орла поступил протест Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой Ирины Петровны на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типунова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении № 3-Э от 11 мая 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова Владимира Николаевича в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование протеста указано, что постановление o прекращении производства по делу об административном правонарушении от 11 мая 2023 года указано, что факт сокрытия субъектом информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсах или иного вредного воздействия на окружающую среду отсутствует.

Вместе c тем, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду — поля фильтрации МКП «Сервис-Стандарт» являются источником загрязнения атмосферного воздуха, при этом характеристика и необходимые сведения об объекте подлежат отражению в декларации.

Вывод административного органа o том, что у МКП «Сервис-Стандарт» не возникло обязанности по представлению в уполномоченный орган контроля декларации o воздействии на окружающую среду является ошибочным и не соответствующим нормам закона.

Полагает о неправомерности вывода должностного лица o том, что срок сдачи декларации o воздействии МКП «Сервис-Стандарт» не нарушен ввиду не истечения 7-летнего срока, установленного ч. 6 ст. 31.2 Федерального закона № 7-Ф3, co дня постановки на учет объекта, оказывающего негативное воздействие.

Поскольку в действиях Вислобокова B.H. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, полагает о необходимости отмены постановления должностного лица от 11 мая 2023 года o прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.

Просит суд постановление o прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова B.H., вынесенное 11 мая 2023 года заместителем начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типуновым Д.Г. отменить.

Представитель Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по доверенности Жиляев А.Ю. полагал доводы прокурора необоснованными, просил отказать в удовлетворении протеста прокурора, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение участников производства по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7); при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.9).

Учитывая, что часть 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает обжалование любого постановления по делу об административном правонарушении, а постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по своим правовым последствиям аналогично определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, в том числе связанные с прекращением производства по делу об административном правонарушении, подведомственны арбитражному суду, вследствие чего подлежат рассмотрению по существу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые этим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении протеста прокурора судом установлено, что в результате прокурорской проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности МКП «Сервис-Стандарт» эксплуатирует объект II категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду — поля фильтрации малые, поставленный на учет объектов, оказывающих негативное воздействие (код объекта 540149-001884-П), расположенные по адресу: Орловская область, Колпнянский район, вблизи д. Михайловка. За счет эксплуатации указанного объекта в атмосферный воздух выбрасываются вредные вещества, загрязняющие неотъемлемый компонент окружающей природной среды.

Вместе c тем, в нарушение требований Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ч. 1 ст. 30), Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 31.2) на момент выявления административного правонарушения МKП «Сервис-Стандарт» в установленном Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 порядке не разработана декларация o воздействии на окружающую среду для объекта НВОС и в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области не сдана, что свидетельствует o сокрытии экологической информации об объекте негативного воздействия, источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Ранее, в 2020 году, MKП «Сервис-Стандарт» предпринимались меры к разработке декларации o воздействии на окружающую среду, однако декларация отклонена органом контроля ввиду несоответствия ее положений требованиям приказа Минприроды России от 11.10.2018 № 509 "Об утверждении формы декларации o воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" и отсутствия в ней требуемой экологической информации.

Постановлением Орловского природоохранного межрайонного прокурора от 29 марта 2023 года в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова B.H. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типунова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении № 3-Э от 11 мая 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова Владимира Николаевича в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Из оспариваемого постановления усматривается, что факт сокрытия субъектом информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсах или иного вредного воздействия на окружающую среду отсутствует.

Соблюдение процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном и наличие полномочий прокурора на возбуждение дела об административном правонарушении, наличие полномочий административного органа на вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении установлено судом и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 названного Кодекса, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и последствий, имевших место в результате допущенных нарушений, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии деяния.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) с 1 января 2019 г. вступили в силу дифференцированные меры государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

На основании статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Форма такой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом N 509.

В соответствии с приведенными положениями декларация о воздействии на окружающую среду является разрешительным документом, форма и состав которого должны в полном объеме соответствовать требованиям статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ и Приказа N 509, в том числе приложенная проектная документация должна быть разработана по действующим на момент предоставления декларации о воздействии на окружающую среду нормативным правовым актам. Расчет нормативов допустимых сбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

В соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Не подача такой декларации лицом, обязанным это делать в установленном законом порядке, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 9 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Кроме того, при рассмотрении дела необходимо отметить следующее.

30 марта 2022 года Орловским природоохранным межрайонным прокурором в адрес директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова В.Н. было вынесено представление об устранений нарушений законодательства об охране окружающей среды, в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно в связи несвоевременным представлением декларации о воздействии на окружающую среду хозяйствующим субъектом в контролирующие органы.

15 апреля 2022 года приказом директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова В.Н. № 18/2 был объявлен выговор инженеру ПТО Захаровой Е.В. за нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха и не своевременную передачу необходимой документации в контролирующие органы.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом исследованы не были.

Учитывая изложенного, суд считает, что при принятии обжалуемого акта должностным лицом не были с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения.

Таким образом, вывод должностного лица о прекращении производства по делу является необоснованным и преждевременным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

протест Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой Ирины Петровны на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типунова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении № 3-Э от 11 мая 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова Владимира Николаевича в связи с отсутствием события административного правонарушения, удовлетворить.

Отменить постановление заместителя начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Типунова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении № 3-Э от 11 мая 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКП «Сервис-Стандарт» Вислобокова Владимира Николаевича, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня его вручения.

Судья                           О.И. Короткова

12-871/2023

Категория:
Административные
Истцы
Орловский природоохранный прокурор
Ответчики
Вислобоков Владимир Николаевич
Другие
Безуглов Антон Сергееевич (представитель департмаента надзорной и контрольной деятельности)
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Статьи

8.5

Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
29.05.2023Материалы переданы в производство судье
30.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее