Судья: Мыльникова Н.В. адм. дело №33а-9929/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 августа 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Яковлевой В.В., Черкуновой Л.В.,
при секретаре: Майдановой М.К.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гончарова А.М. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 8 июня 2017 года по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Гончарова А.М., с участием (по средствам ВКС) Гончарова А.М.,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора сроком на 8 лет в отношении Гончарова А.М., освобождаемого из мест лишения свободы, указав, что последний имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. Просил установить в отношении Гончарова А.М. следующие административные ограничения: обязательная явка на регистрацию 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания; запрет пребывания вне места жительства в период времени с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток, кроме случаев связанных с работой; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрет посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запрет выезда за установленные судом пределы территории.
Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 8 июня 2017 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
В отношении Гончарова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: запрет пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязательная явка не реже 2-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запрет посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, за исключением детских мероприятий, в которых принимает участие несовершеннолетняя, находящаяся на иждивении Гончарова А.М.; запрет выезда за пределы Самарской области.
С решением суда Гончаров А.М. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его пересмотре, считает срок административного надзора чрезмерно суровым. Не согласен с запретом посещения мест проведения массовых мероприятий и запретом пребывания вне дома с 22.00 час., поскольку это создает препятствия в воспитании несовершеннолетней дочери, находящейся на его иждивении.
В заседание суда апелляционной инстанции (по средствам ВКС) Гончаров А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, дал объяснения аналогичные тем, которые приведены в апелляционной жалобе.
ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области не направило в суд своего представителя, просило дело рассмотреть в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., заключение прокурора, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч.1 ст.3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего лица.
Частью 3 статьи 3 Закона установлено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в частности, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 и пункту 1 части 3 статьи 5 данного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с ч.4 ст.5 указанного Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Как следует из материалов дела, Гончаров А.М. 23.05.2014 осужден Автозаводским районным судом г.Тольятти Самарской области по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а также к ограничению свободы на срок 1 год. Указанным приговором установлено, что Гончаров А.М. совершил преступление при опасном рецидиве. Срок отбывания наказания истекает 22.08.2017.
Согласно ч.3 ст.273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
В соответствии со ст.86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении Гончарова А.М. административного надзора, поскольку он имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Срок административного надзора в 8 лет определен правильно, в соответствии требованиями ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на срок административного надзора, поскольку для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ, к числу которых относится Гончаров А.М., срок административного надзора определяется сроком погашения судимости и не может быть изменен судом в зависимости от личности поднадзорного лица, его поведения, образа жизни и иных обстоятельств.
Административный надзор в отношении лица, осужденного за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, устанавливается независимо от факта признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административные ограничения установлены с учетом тяжести совершенного преступления и личности осужденного, который, как следует из материалов дела, неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений, в том числе преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершив преступление аналогичного характера. Обстоятельства, при которых было совершено преступление, его характер и степень общественной опасности подтверждают обоснованность установленных судом административных ограничений, которые соответствуют целям установления административного надзора и при этом не являются максимальными.
Выбранные административные ограничения не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи, воспитание ребенка. Устанавливая запрет на посещение мест проведения массовых мероприятий за исключением детских мероприятий, суд учел наличие у Гончарова А.М. несовершеннолетнего ребенка.
Оснований для изменения административных ограничений судебная коллегия не усматривает.
В случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства Гончаров А.М. не лишен возможности ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по правилам ч. 2 ст. 9 названного Закона.
Таким образом, судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что приговором от 23.05.2014 Гончарову А.М. назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что срок административного надзора следует исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 8 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова А.М. - без удовлетворения. Дополнить резолютивную часть решения указанием, что срок административного надзора исчислять после отбытия наказания в виде ограничения свободы по приговору Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 23.05.2014.
Председательствующий
Судьи