Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю., при секретаре Быковой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика ШМРО СП УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К., действующей по доверенности от ....2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
20 февраля 2020 года
административное дело по исковому заявлению Администрации Шадринского района Курганской области к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шадринского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора (взыскатель Дамирова Г.З.).
В обоснование требований указали, что 08 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Кузьминой A.M. в рамках исполнительного производства №3580/17/45029-ИП от 19 января 2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Шадринским районным судом на основании решения от 17 ноября 2016 года по делу ..., которым на Администрацию Шадринского района Курганской области возложена обязанность по предоставлению Дамировой Г.З., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
С 10 января 2016 года ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» предусматривает, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, исходя из имеющихся бюджетных ассигнований, приобретает в государственную собственность Курганской области жилые помещения, а затем передает в установленном порядке в муниципальную собственность.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района от 30 января 2020 года, в связи с дефицитом бюджета Шадринского района Администрация не может производить за счет собственных доходов финансирование на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2016 году Департаментом имущественных и земельных отношений приобретено 9 жилых помещений, в 2017 году - 16 жилых помещений, в 2018 году - 46 жилых помещений, в 2019 году - 22 жилых помещения.
Приобретенные в 2017-2018 годах Департаментом имущественных и земельных отношений жилые помещения были предоставлены по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которым судебные решения были вынесены ранее.
Согласно информационной справке отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района от 30 января 2020 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые полежат обеспечению жилыми помещениями на территории Шадринского района состоит 115 человек, из них имеют решения суда по предоставлению жилого помещения на территории Шадринского района 24 человека.
Согласно акту приема-передачи от 21 января 2019 года Дамировой Г.З. предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения.
Требования исполнительного документа не исполнены Администрацией Шадринского района Курганской области в срок по обстоятельствам, не зависящим от нее, так как выделенных из областного бюджета финансовых средств и приобретенных Департаментом имущественных и земельных отношений жилых помещений недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся, а в специализированном жилищном фонде в Шадринском районе отсутствует свободное жилье.
На основании изложенного, просили освободить Администрацию Шадринского района Курганской области от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству №3580/17/45029-ИП (взыскатель Дамирова Г.З.).
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 05 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Шадринский межрайонный прокурор.
Представитель административного истца Администрации Шадринского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика ШМРО СП УФССП России по Курганской области Курмаева А.К. в удовлетворении требований просила отказать.
Шадринский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 17 ноября 2016 года, вступившим в законную силу 22 декабря 2016 года, удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах Дамировой Г.З. На Администрацию Шадринского района Курганской области возложена обязанность предоставить Дамировой Г.З. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность (л.д. ...).
На основании вышеуказанного решения 22 декабря 2016 года Дамировой Г.З. выдан исполнительный лист ФС № (л.д. ..., ...).
По постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России по Курганской области от 19 января 2017 года возбуждено исполнительное производство №3580/17/45029-ИП в отношении должника Администрация Шадринского района Курганской области (л.д....
Постановлением судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России по Курганской области от 08 июля 2017 года в рамках исполнительного производства №3580/17/45029-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №, с должника Администрации Шадринского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д. ... ...
По данным Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района Курганской области на 28 января 2020 года в Шадринском районе в специализированном жилом фонде отсутствует свободное жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д....).
Из переписки Администрации Шадринского района Курганской области с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и Губернатором Курганской области усматривается, что административный истец обращался по вопросу выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (л.д. ...).
Согласно сообщению финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области в бюджете Шадринского района на 2016, 2017, 2018 годы не предусмотрено бюджетных субвенций из областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с дефицитом бюджета ... финансирование за счет собственных доходов бюджета в 2016-2018 годах на приобретение жилья Дамировой Г.З. не производилось (л.д. ...).
21 января 2019 года по акту приема-передачи жилого помещения Дамировой Г.З. передано жилое помещение, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ... кв. ... (л.д. ...).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России по Курганской области исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д....).
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
В силу п.п.11, 12 ст.З0 Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного
документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ
Как следует из положений ст. 105 Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1,2 ст. 112 Закона).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 441-ФЗ в часть 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» были внесены изменения, согласно которым в случае неисполнения документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации установлен в размере 50000 рублей.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что Администрация Шадринского района Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не исполнила.
В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем 08 июля 2017 года вынесено постановление о взыскании с Администрации Шадринского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д. ...,...
Между тем, как следует из представленных материалов, виновное проти- воправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения суда Администрацией Шадринского района Курганской области возможно только после передачи Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность жилых помещений. Административным истцом были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от Адмиинистрации Шадринского района Курганской области. Административным цом предпринимались необходимые меры для исполнения решения суда, а именно велась переписка с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области, Правительством Курганской области по росу предоставления жилых помещений для целей обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В связи с чем, действия Администрации Шадринского района Курганской области нельзя расценивать как уклонение от исполнения решения суда, следовательно, вина должника в исполнительном производстве, как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
Более того, на день рассмотрения дела решение суда фактически исполнено, жилое помещение Дамировой Г.З. предоставлено (л.д. ...).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации Шадринского района Курганской области освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Шадринского района Курганской тети удовлетворить.
Освободить Администрацию Шадринского района Курганской области взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 (пятидесяти тысяч) >лей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 08 июля 2017 года в рамках исполнительного производства №3580/16/45029-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Шадрина