ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-15/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 22 ноября 2019 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью (далее ООО, общество) «Авангард-Агро-Орел» Летягина Е.А, (далее Летягин Е.А.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области от 29 июля 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда Орловской области от 05 сентября 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Авангард-Агро-Орел» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда Орловской области от 05 сентября 2019 года, ООО «Авангард-Агро-Орел» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Летягин Е.А. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. Указывает о нарушении процедуры проведения внеплановой документарной проверки, в рамках которой истребованы соответствующие документы. Полагает, что по запросу контролирующего органа обществом представлены все имеющиеся у него документы на земельные участки, что исключает наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Управление) 23 мая 2019 года вынесено распоряжение о проведении в отношении ООО «Авангард-Агро-Орел» внеплановой документарной проверки по фактам, установленным в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> и отраженным в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка № 10/1 от 19 апреля 2019 года.
Согласно распоряжению проверке подлежат обязательные требования, предусмотренные статьями 7, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьями 43, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».
В соответствии с распоряжением для достижения целей и задач проведения мероприятия по контролю и проверки указанных обстоятельств ООО «Авангард-Агро-Орел» необходимо представить в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям договоры аренды, субаренды земельных участков и иные договоры пользования земельными участками на срок до 1 года; информацию о проводимых обществом в 2018-2019 годах мероприятиях по защите земельных участков сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью, документы, подтверждающие проведение агротехнических, агрохимических и иных работ на земельных участках; результаты предварительного агрохимического обследования земельных участков; информацию об использовании земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
На основании распоряжения 23 мая 2019 года в адрес ООО «Авангард-Агро-Орел» направлен запрос о необходимости в течение 10 дней со дня его получения предоставить указанные в нем документы и сведения, который получен обществом 28 мая 2019 года.
Письмом, подписанным генеральным директором ООО «Авангард-Агро-Орел» Летягиным Е.А. и направленным в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в ответ на запрос от 23 мая 2019 года, сообщено о незаключении обществом договоров аренды, субаренды и иных договоров пользования земельными участками, а также об отсутствии на указанных в запросе земельных участках древесно-кустарниковой растительности. В качестве приложения к данному письму направлены копии свидетельств о государственной регистрации права от 14 февраля 2011 года на земельные участки. Указанное письмо поступило в Управление 07 июня 2019 года.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям протокола от 01 июля 2019 года № 47 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции пришли к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01 июля 2019 года № 47 (л.д. 5-6), распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 23 мая 2019 года № 341-р (л.д. 7-8), запросом о предоставлении сведений и документов от 23 мая 2019 года № УФС–ЛЛ-12/1863 (л.д. 9), сведениями о получении почтового отправления (л.д. 10), актом проверки от 20 июня 2019 года № 43 (л.д. 11-12), ответом генерального директора ООО «Авангард-Агро-Орел» (л.д. 41) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 19.7 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель ссылается на неправомерное указание в протоколе об административном правонарушении о допущенном в деятельности общества нарушении части 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ), со ссылкой на пункт 8 статьи 11 данного закона утверждает, что нарушена процедура проведения документарной проверки, поскольку в адрес общества не направлено требование о предоставлении письменных пояснений.
Приведенные в жалобе доводы являются несостоятельными.
Из содержания распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 23 мая 2019 года следует, что основанием проведения документарной проверки является мотивированное представление должностного лица Управления от 22 мая 2019 года, вынесенное по фактам, установленным в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> и отраженным в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка № 10/1 от 19 апреля 2019 года.
Указанное в распоряжении основание согласуется с требованиями части 3.3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и свидетельствует о назначении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Авангард-Агро-Орел» при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
Вопреки доводу жалобы оснований для направления контролирующим органом требования о предоставлении письменных пояснений в порядке пункта 8 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ не имелось, поскольку такие основания возникают при выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Поскольку сведения и документы, указанные в запросе Управления от 23 мая 2019 года, обществом не представлены, положения указанной нормы в рассматриваемом случае неприменимы.
Ссылка на неправомерное указание в протоколе об административном правонарушении о том, что в деятельности общества допущено нарушение части 5 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ не может повлечь отмену судебных актов и не свидетельствует о существенном недостатке протокола.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В содержании протокола от 01 июля 2019 года № 47 описано событие административного правонарушения, выразившееся в том, что ООО «Авангард-Агро-Орел» не представило должностному лицу, осуществляющему государственный надзор, запрашиваемые сведения и документы, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо в целях осуществления Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям его законной деятельности. Отражено, что административная ответственность за совершенное административное правонарушение предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ошибочное указание в протоколе на нарушение положений Федерального закона № 294-ФЗ не повлекло неправильную квалификацию действий общества и вменяемое противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, сформулировано правильно.
Окончательная квалификация противоправных действий субъекта ответственности и определение меры административной ответственности за совершение конкретного административного правонарушения является прерогативой судьи, осуществляющего производство по данному делу.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ «░░░░░░░░-░░░░-░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 19.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░-░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░