Решение по делу № 2-4677/2018 от 27.06.2018

№ 2-4677/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Полякова О.А.

при секретаре Зинковской А.С.,

с участием: истца Новикова А.В., представителя истца по ордеру Криулиной А.Н., представителя ответчика министерства образования Ставропольского края по доверенности Дусарь О.В., представителя ответчика комитета образования администрации города Ставрополя по доверенности Кривец В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Новикова А. В. к министерству образования Ставропольского края, комитету образования администрации города Ставрополя о признании незаконным уведомления от 02.04.2018 об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, включении в список на предоставление жилого помещения, возложении обязанности установить факт невозможности проживания в жилом помещении, признании права стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений,

установил:

Новиков А.В. обратился в суд с иском, впоследствии уточив его в порядке ст. 39 ГПК РФ, к министерству образования Ставропольского края, комитету образования администрации города Ставрополя о признании незаконным уведомления комитета образования администрации города Ставрополя от 02.04.2018 об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, включении в список на предоставление жилого помещения; возложении на министерство образования Ставропольского края обязанности установить факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>; признании права стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения; возложении обязанности включить истца в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В обоснование своих требований истец указал, что он родился 19 декабря 1989 года в селе Труновском Ставропольского края. Его мать - Новикова Т. И. решением Петровского районного суда Ставропольского края от 24 марта 1998 года была признана недееспособной, а отец Новиков В. М. умер <дата обезличена>.

Постановлением главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края от 30 ноября 1999 года над ним была установлена опека, опекуном назначена - Миронова М. И..

17 сентября 2016 года между ним и Шаламыгиной Ю. А. был заключен брак отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Ленинскому району города Ставрополя.

31 октября 2016 года им был заключен договор участия в долевом строительстве <номер обезличен>/П5-39. Квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, была приобретена в ипотеку. В данной квартире постоянно проживают: он, его супруга и ее родной брат - Шаламыгин Д. А.. Общая площадь данной квартиры составляет 26,4 кв.м.

В 2017 году он обратился в комитет образования администрации города Ставрополя по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

02.04.2018 комитетом образования администрации города Ставрополя было вынесено уведомление о том, что устанавливается факт невозможности проживания и включается в список на предоставление жилого помещения только лица до 23 лет. Считает данное уведомление незаконным и нарушающим его права.

Указал, что в приобретенной им в ипотеку квартире проживают три человека, и на каждого человека приходится по 8,8 кв.м. Они с супругой планируют иметь большую семью, детей, однако нехватка квадратных метров не позволяет этого. Следовательно, согласно законодательству в данном случае норма предоставления площади жилого помещения на одного человека не соответствует минимальным нормам, установленным действующим законодательством.

Считает, что его отсутствие на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении без учета конкретных обстоятельств, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований в предоставлении жилого помещения.

Указал, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, так как не знал о своем праве на получения жилого помещения, органами опеки и попечительства ему не разъяснялись права и законные интересы. Только в 2017 году от младшего брата Новикова С. В., <дата обезличена> года рождения, он узнал, что имеет право на получения жилого помещения. Брату данная информация стала известна из учебного заведения, в котором он обучался. После этого, собрав все документы, им было подано заявление о постановке на учет. Их опекун – бабушка Миронова М. И. также не знала о том, что они с братьями могут встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Органы опеки и попечительства не проявляли интереса к их семье, помощи не оказывали, права на получения жилья ему и братьям не разъясняли.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требования истцов.

Также указал, что подтверждением его доводов о несвоевременном разъяснении ему прав на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, его прав на обеспечения жилым помещением, служит ответ администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 14 сентября 2018 года № 9119, согласно которому информация о разъяснении ему, Новикову А. В., либо его опекуну право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в личном деле, хранящимся в архиве отдела образования администрации Петровского городского округа Ставропольского края, отсутствует.

В связи с изложенным, полагает, что причины его несвоевременного обращения после достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося являются уважительными, в связи с чем просит удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании истец Новиков А.В. и его представитель по ордеру Криулина А.Н. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным выше, и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика министерства образования Ставропольского края Дусарь О.В. по доверенности просила в иске отказать, пояснив, что Новиков А.Н. обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в принадлежащем ему жилом помещении в 2018 году, т.е. после достижения им возраста 23 лет, что согласно действующему законодательству не позволяет включить его в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Дополнила, что у Новикова А.В. в настоящее время имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Представитель ответчика комитета образования администрации города Ставрополя по доверенности Кривец В.В. пояснил, что в Ставропольском крае Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Приказом министерства образования Ставропольского края от 20.12.2012 № 1207-пр. Устанавливается факт невозможности проживания и включаются в список на предоставление жилого помещения только лица до 23 лет. Согласно п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ отмена ограничения 23-летнего возраста касается только сроков предоставления жилого помещения.

Дополнил, что комитет образования администрации города Ставрополя наделен полномочиями только в части ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированного жилищного помещения и направления уведомлений о результатах рассмотрения их заявлений в комиссии министерства образования в соответствии с приказом министерством образования Ставропольского края от 20.12.2012 № 1208-пр «Об утверждении порядка, сроков предоставления сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, перечня документов, их подтверждающих».

В связи с изложенным, просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Береговой О.Н. в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного ро­дителя, регулирует часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федераль­ный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей», Закон Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что истец родился 19 декабря 1989 года в селе Труновском Ставропольского края. Его мать - Новикова Т. И. решением Петровского районного суда Ставропольского края от <дата обезличена> была признана недееспособной, а отец Новиков В. М. умер <дата обезличена>.

Постановлением главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края от 30 ноября 1999 года над истцом была установлена опека, опекуном назначена - Миронова М. И.

Однако, как следует из представленных документов, в списке, формируемом министерством образования Ставропольского края, сведения о Новикове А.В., <дата обезличена> года рождения, как о подлежащем обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, отсутствуют.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Кроме того, в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, указано, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до до­стижения 23 лет указанные лица в целях реализации своего права должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При об­ращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения ими возраста 23 лет указанные граж­дане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющего право на предоставление предусмотренных Фе­деральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки. Так как при этом не соблюдается одно из установленных законодательством условий получе­ния такой социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган до исполнения ему 23 лет не обращался.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших истцу до достижения им 23 – летнего возраста обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Более того, как следует из материалов, в собственности Новикова А.В. имелось и имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Регистрация в указанной квартире иных лиц, не являющихся собственником жилого помещения, как на это ссылается истец, исходя из норм жи­лищного законодательства, не влияет на право соб­ственности собственника.

На момент обращения в комитет образования администрации города Ставрополя, выполняющий отдельные государственные пол­номочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, с письменным заявлением об установлении факта невозможности проживания в принадлежащем ему жилом помещении, Новиков А.В. достиг возраста 28 лет. Ранее он в установ­ленном порядке с заявлением в уполномоченный орган не обращался.

Кроме того, из представленных представителем министерства образования СК документов следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижи­мости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, 18 августа 2011 года Новиков А. В. получил по наследству в общую долевую собственность 1/4долю в праве на жилой дом, площадью 51 кв. м и земельный участок – назначение: земли населенных пунктов - для веде­ния личного подсобного хозяйства, площадью 1600 кв. м.

Государственная регистрация права осуществлена 28 февраля 2012 года (до достижения 23 лет), а 27 декабря 2012 года осуществлена государствен­ная регистрация прекращения права (истец достиг возраста 23 лет).

Суд полагает, что истец не имел намерения обращаться в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, правовых оснований для предоставления по заявлению Новикова А.В. жилого помещения в установленном законом порядке как сироте с учётом наличия в собственности иного жилого помещения не имеется.

Довод стороны истца относительно того, что имеющееся в собственности Новикова А.В. жилое помещение фактически таковым не является, ветхое и не приспособлено к использованию в качестве жилого, таковым являлось и на момент принятия его в собственность, судом отклоняется как не подтверждённый относимыми и допустимыми доказательствами, а указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке ветхим, аварийным или нежилым не признано.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Новикова А. В. к министерству образования Ставропольского края, комитету образования администрации города Ставрополя о признании незаконным уведомления комитета образования администрации города Ставрополя от 02.04.2018 об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, включении в список на предоставление жилого помещения; возложении на министерство образования <адрес обезличен> обязанности установить факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>; признании права стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения; возложении обязанности включить истца в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2018 года.

Судья О.А. Поляков

2-4677/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков А.В.
Новиков Антон Викторович
Ответчики
Министерство образования и молодежной политики СК
Комитет образования администрации г. Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
27.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
02.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2018Предварительное судебное заседание
15.08.2018Судебное заседание
24.09.2018Предварительное судебное заседание
18.10.2018Предварительное судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2018Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее