Решение по делу № 2-2555/2020 от 27.07.2020

61RS0023-01-2020-002436-05

Дело №2-2555/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года                         г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Никоноровой Е.В.

при секретаре Резановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах Российской Федерации, ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области к Чермантеевой В. И., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты, действуя в интересах Российской Федерации, и ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании информации УПРФ в г.Шахты Ростовской области прокуратурой проведена проверка законности установления II группы инвалидности ФИО1 В.И.. Установлено, что, согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии , выданных Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 23.11.2016 года ФИО1 В.И. установлена II группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. Однако в соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России от 02.10.2019 года исх. установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Чермантеевой В.И. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ФИО1 В.И. отсутствуют. В МБУЗ «ЦГБ г.Гуково», согласно ответу на запрос, ФИО1 В.И. за медицинской помощью не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась. Таким образом, как указывают истцы, информация ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России и МБУЗ «ЦГБ г.Гуково» свидетельствует о непроведении в отношении ФИО1 В.И. медико-социальной экспертизы в Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», незаконности установления ей группы инвалидности. При этом, согласно представленным ГУ-УПРФ в г.Шахты Ростовской области сведениям, ФИО1 В.И. в период с 23.11.2016 года по 28.02.2019 года получил страховую пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в сумме 361344 рублей 14 копеек. В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на недобросовестность ФИО1 В.И., поскольку она не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, но предъявила недействительную справку в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты. В свою очередь, незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации. На основании изложенного истцы прокурор г.Шахты и ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области просят суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия от 23.11.2016 года, выписку из акта медицинского освидетельствования серия МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ответчику ФИО1 В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, II группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с ответчика ФИО1 В.И. в пользу истца ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 23.11.2016 года по 28.02.2019 года пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 361344 рублей 14 копеек.

Определением суда от 28.09.2020 года производство по делу в части требований к ответчику ФИО1 В.И. о взыскании незаконно полученных денежных сумм прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.

Представитель истца прокурора г.Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, – помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону Сметанников С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 В.И. в судебное заседание не явилась, извещена о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменном заявлении, поступившем до начала судебного заседания просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, признала исковые требования в части признания недействительными справки об инвалидности и выписки из акта об освидетельствовании (л.д. 67).

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 71).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области, представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчика ФИО1 В.И. в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации.

Суд, выслушав представителя истца прокурора г.Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия признания лица инвалидом определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Правила).

Согласно п.1 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных отношений), признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

На основании п.2 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных отношений) признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

В силу п.9 Правил инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год.

Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на основании перечня согласно приложению, а также по основаниям, указанным в пункте 13 настоящих Правил.

На основании п.13 Правил гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

В то же время, п.13 Правил также предусмотрено, что установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Как следует из п.16 Правил, медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, урегулированы Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России №59н от 29.01.2014 года (далее – Административный регламент).

В п.31 Административного регламента в числе документов, которые необходимы для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы указаны: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В силу п.25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Согласно п.29 Правил, по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

В соответствии с п.35 Правил выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

На основании п.36 Правил гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Аналогичное положение приведено в п.11 Административного регламента, предусматривающем, что при установлении инвалидности результатом предоставления государственной услуги является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида.

Судом установлено, что 23.11.2016 года Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда России ответчику ФИО1 В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, выдана справка серия МСЭ-2015 о том, что ей впервые бессрочно установлена инвалидность II группы, в связи с общим заболеванием (л.д. 14-15).

В силу ст.27 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, на основании ч.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

Как следует из положений ч.ч.1 и 2 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

19.12.2016 года ФИО1 В.И. обратилась в УПРФ в г.Шахты Ростовской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, представив в числе прочих документов справку МСЭ (л.д. 18), а 27.12.2016 года – с заявлением о назначении пенсии (л.д. 19-20).

Решением УПРФ в г.Шахты Ростовской области от 20.12.2016 года ФИО1 В.И. назначена ежемесячная денежная выплата (л.д. 21), решением от 17.01.2017 года – страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона №400-ФЗ (л.д. 22-23).

Согласно ответу ГУ – УПРФ в г.Шахты Ростовской области от 23.08.2019 года , ФИО1 В.И. на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2015 , выданной Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», с 23.11.2016 года является получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, с 19.12.2016 года – ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 11).

Как следует из указанного ответа, а также представленной выписки о произведенных ФИО1 В.И. выплатах, с даты назначения страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты по 28.02.2019 года общая сумма произведенных выплат составила 361344 рубля 14 копеек. При этом с 01.03.2019 года выплата пенсии и ежемесячной денежной выплаты приостановлена (л.д. 11, 24).

Вместе с тем, как следует из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 02.10.2019 года , в базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы отсутствует информация об освидетельствовании в бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России Чермантеевой В.И. (л.д. 25-26).

Ответчиками доказательств, опровергающих перечисленные выше обстоятельства, не представлено, тогда как в силу ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Напротив, в ходе судебного разбирательства по делу ответчик ФИО1 В.И. признала исковые требования в части признания недействительными справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования. О признании исковых требований ФИО1 В.И. также свидетельствуют совершенные ею действия по возмещению в полном объеме денежных средств, полученных ею в связи с установлением инвалидности (л.д. 68).

Согласно ст. 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признания иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст.173, 198 ГПК Российской Федерации, в данном случае суд принимает признание ответчиком ФИО1 В.И. исковых требований в указанной части, поскольку это право лица, участвующего в деле, оно соответствует действующему законодательству и не затрагивает интересы других лиц.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что медико-социальная экспертиза ФИО1 В.И. в установленном законом порядке не проводилась, установление ей инвалидности не может быть признано законным, также как и выдача подтверждающих данное обстоятельство документов: справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, а также установленные в ходе судебного разбирательства по делу фактические обстоятельства дела, принимая во внимание признание ответчиком ФИО1 В.И. исковых требований в части признания недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда России серия МСЭ-2015 от 23.11.2016 года и выписку из акта медицинского освидетельствования серия МСЭ-2015 от 23.11.2016 года об установлении Чермантеевой В. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, II группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2020 года.

Cудья Е.В. Никонорова

2-2555/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Шахты РО
Ответчики
ФКУ ГБМСЭ по Ростовской области
Чермантеева Валерия Ивановна
Суд
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Никонорова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
pervomajsky.ros.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее