64RS0<№>-80
Решение
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 года г. Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,
при секретаре судебного заседания Ржавцевой О.Б., помощнике судьи Яковенко Ю.А.,
с участием представителя истца Сурковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма,
установил:
Гнатенко Ю.В. обратился в суд с иском кФедеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, чтожилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> принадлежит на праве собственности Гнатенко Ю.В. на основании договора <№> на приватизацию жилого помещения.
В данной квартире зарегистрированы и проживают истец Гнатенко Ю.В., его супруга Гнатенко Т.В., его дочь Гнатенко А.Ю.
Задолженности по ЖКУ по ТСЖ «Нагорное» на <Дата> и по капитальному ремонту не имеется.
Данное жилое помещение является для собственника единственным местом постоянного проживания.
Истец обращался с заявлением в адресТерриториального отдела Саратовского филиала Центральный ФГАУ Росжилкомплекс, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по вопросупринятияна основании ст.9.1Закона РФ от <Дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность от Гнатенко Ю.В.жилого помещенияпо адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> с заключением с ними на данноежилое помещениедоговора социального найма. Обращение истца во все вышеперечисленные органы не дало продуктивного результата и не достигло цели обращения, в связи с чем, истец вынужден обратиться в судебном порядке для решения вопроса о передачежилого помещенияв собственностьМинистерстваобороныРФ.
В судебное заседание истец Гнатенко Ю.В. не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
В судебном заседании представитель истца Суркова Е.О., исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.
Иные лица участвующие в деле не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежаще.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Ст.35 КонституцииРоссийской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» приватизацияжилых помещений- бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых имижилых помещенийв государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемыежилые помещения, по месту бронированияжилых помещений.
Исходя из содержания определения приватизациижилого помещения, деприватизация - это переводжилого помещенияиз индивидуального жилищного фонда в государственный или муниципальный жилищный фонд социального использования и дальнейшее предоставление этогожилого помещениябывшему собственнику (собственникам) по договору социального найма.
В соответствии со ст.ст.2,7Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», граждане РФ, занимающиежилые помещенияв государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма (ведомственный фонд), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Жилые помещенияпередаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В договор передачижилого помещенияв собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования даннымжилым помещениеми проживающие совместно с лицами, которым этожилое помещениепередается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования даннымжилым помещением.
Право собственности на приобретенноежилое помещениевозникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.11Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации,жилого помещенияв государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от <Дата> № 189-ФЗ граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс гражданами и членами их семей, проживающими в этихжилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской федерации.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно нормам законодательства, возврат участниками проведенной приватизациижилого помещенияк первоначальному положению возможен при наличии следующих условий: помещение должно являться единственным местом жительства, быть свободным от обязательств.
В ст. 7 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» определено, чтопередача жилых помещенийв собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающимжилое помещениев собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом",МинистерствообороныРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в веденииМинистерстваобороныРоссийской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от <Дата> <№>,МинистерствообороныРоссийской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащимжилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций и сделок с ним.
Согласно п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <Дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из материалов дела следует, что Гнатенко Ю.В. относится к категории военнослужащих заключивших первый контракт после 1998 года.
Военнослужащему Гнатенко Ю.В, на основании договора приватизации <№> от <Дата> была передана квартира, расположенная по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <Дата> подтверждено, что Гнатенко Ю.В. принадлежит на праве собственностижилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>
Документами-основаниями регистрации права явился договор на приватизацию <№> от <Дата>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в собственности у истца иногожилого помещенияне имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <Дата> <№>-О, давая оценку особому порядку обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренному п. 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указывает, в частности, что предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке; к особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон «О статусе военнослужащих» относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.
Абзац первый п. 14 ст.15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10. 2021 г. <№>-О).
При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-О).
С учетом изложенных обстоятельству в судебном заседании судом установлено, чтоГнатенко Ю.В.ранее реализовал право на обеспечение жильем по линии военного ведомства, в связи с чем, учитывая приведенные положения закона, у него отсутствуют основания для передачи в собственность Российской Федерации ранее предоставленного его в порядке приватизации жилого помещения с целью повторного рассмотрения вопроса о предоставления иного жилого помещения.
Относительно требований о возложении обязанности на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации» заключить с истцом договор социального наймажилого помещения, расположенного по адресу:г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: 64:48:020625:329, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1,2 ст.60 ЖК РФ, по договору социального наймажилого помещенияодна сторона - собственникжилого помещениягосударственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо, управомоченное им лицо (наймодатель)обязуетсяпередать другой стороне - гражданину (нанимателю)жилое помещениево владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального наймажилого помещениязаключается без установления срока его действия. Решение о предоставлении спорногожилого помещенияна условиях социального найма уполномоченным органом непринималось. Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему на основании договора приватизации служебногожилого помещения<№> от <Дата>.
Гнатенко Ю.В. и члены его семьи не состояли на учёте нуждающихся вжилых помещениях, решение о предоставлении им спорногожилого помещениякак лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечениежилым помещениемна условиях договора социального найма, непринималось. Доказательств обратного суду не представлено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку Гнатенко Ю.В. и члены его семьи по собственному волеизъявлению реализовали свое право предоставленное нормами действующего законодательства, на получениежилого помещения, находящегося в государственной собственности бесплатно, данное право установлено договором на приватизацию <№> от <Дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено –<Дата>.
Судья Ю.Е. Заикина