Решение по делу № 2-2231/2022 от 19.05.2022

<№>
64RS0<№>-80

Решение

Именем Российской Федерации

09 сентября 2022 года г. Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,

при секретаре судебного заседания Ржавцевой О.Б., помощнике судьи Яковенко Ю.А.,

с участием представителя истца Сурковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма,

установил:

Гнатенко Ю.В. обратился в суд с иском кФедеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, чтожилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> принадлежит на праве собственности Гнатенко Ю.В. на основании договора <№> на приватизацию жилого помещения.

В данной квартире зарегистрированы и проживают истец Гнатенко Ю.В., его супруга Гнатенко Т.В., его дочь Гнатенко А.Ю.

Задолженности по ЖКУ по ТСЖ «Нагорное» на <Дата> и по капитальному ремонту не имеется.

Данное жилое помещение является для собственника единственным местом постоянного проживания.

Истец обращался с заявлением в адресТерриториального отдела Саратовского филиала Центральный ФГАУ Росжилкомплекс, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по вопросупринятияна основании ст.9.1Закона РФ от <Дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность от Гнатенко Ю.В.жилого помещенияпо адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> с заключением с ними на данноежилое помещениедоговора социального найма. Обращение истца во все вышеперечисленные органы не дало продуктивного результата и не достигло цели обращения, в связи с чем, истец вынужден обратиться в судебном порядке для решения вопроса о передачежилого помещенияв собственностьМинистерстваобороныРФ.

В судебное заседание истец Гнатенко Ю.В. не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В судебном заседании представитель истца Суркова Е.О., исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.

Иные лица участвующие в деле не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежаще.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Ст.35 КонституцииРоссийской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» приватизацияжилых помещений- бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых имижилых помещенийв государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемыежилые помещения, по месту бронированияжилых помещений.

Исходя из содержания определения приватизациижилого помещения, деприватизация - это переводжилого помещенияиз индивидуального жилищного фонда в государственный или муниципальный жилищный фонд социального использования и дальнейшее предоставление этогожилого помещениябывшему собственнику (собственникам) по договору социального найма.

В соответствии со ст.ст.2,7Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», граждане РФ, занимающиежилые помещенияв государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма (ведомственный фонд), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Жилые помещенияпередаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В договор передачижилого помещенияв собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования даннымжилым помещениеми проживающие совместно с лицами, которым этожилое помещениепередается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования даннымжилым помещением.

Право собственности на приобретенноежилое помещениевозникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.11Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации,жилого помещенияв государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от <Дата> № 189-ФЗ граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс гражданами и членами их семей, проживающими в этихжилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской федерации.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Согласно нормам законодательства, возврат участниками проведенной приватизациижилого помещенияк первоначальному положению возможен при наличии следующих условий: помещение должно являться единственным местом жительства, быть свободным от обязательств.

В ст. 7 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» определено, чтопередача жилых помещенийв собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающимжилое помещениев собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом",МинистерствообороныРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в веденииМинистерстваобороныРоссийской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от <Дата> <№>,МинистерствообороныРоссийской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащимжилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций и сделок с ним.

Согласно п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <Дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Из материалов дела следует, что Гнатенко Ю.В. относится к категории военнослужащих заключивших первый контракт после 1998 года.

Военнослужащему Гнатенко Ю.В, на основании договора приватизации <№> от <Дата> была передана квартира, расположенная по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <Дата> подтверждено, что Гнатенко Ю.В. принадлежит на праве собственностижилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>

Документами-основаниями регистрации права явился договор на приватизацию <№> от <Дата>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в собственности у истца иногожилого помещенияне имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <Дата> <№>-О, давая оценку особому порядку обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренному п. 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указывает, в частности, что предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке; к особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон «О статусе военнослужащих» относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.

Абзац первый п. 14 ст.15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10. 2021 г. <№>-О).

При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-О).

С учетом изложенных обстоятельству в судебном заседании судом установлено, чтоГнатенко Ю.В.ранее реализовал право на обеспечение жильем по линии военного ведомства, в связи с чем, учитывая приведенные положения закона, у него отсутствуют основания для передачи в собственность Российской Федерации ранее предоставленного его в порядке приватизации жилого помещения с целью повторного рассмотрения вопроса о предоставления иного жилого помещения.

Относительно требований о возложении обязанности на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации» заключить с истцом договор социального наймажилого помещения, расположенного по адресу:г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: 64:48:020625:329, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1,2 ст.60 ЖК РФ, по договору социального наймажилого помещенияодна сторона - собственникжилого помещениягосударственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо, управомоченное им лицо (наймодатель)обязуетсяпередать другой стороне - гражданину (нанимателю)жилое помещениево владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального наймажилого помещениязаключается без установления срока его действия. Решение о предоставлении спорногожилого помещенияна условиях социального найма уполномоченным органом непринималось. Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему на основании договора приватизации служебногожилого помещения<№> от <Дата>.

Гнатенко Ю.В. и члены его семьи не состояли на учёте нуждающихся вжилых помещениях, решение о предоставлении им спорногожилого помещениякак лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечениежилым помещениемна условиях договора социального найма, непринималось. Доказательств обратного суду не представлено.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку Гнатенко Ю.В. и члены его семьи по собственному волеизъявлению реализовали свое право предоставленное нормами действующего законодательства, на получениежилого помещения, находящегося в государственной собственности бесплатно, данное право установлено договором на приватизацию <№> от <Дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено –<Дата>.

Судья                                                                                            Ю.Е. Заикина

<№>
64RS0<№>-80

Решение

Именем Российской Федерации

09 сентября 2022 года г. Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,

при секретаре судебного заседания Ржавцевой О.Б., помощнике судьи Яковенко Ю.А.,

с участием представителя истца Сурковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма,

установил:

Гнатенко Ю.В. обратился в суд с иском кФедеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, чтожилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> принадлежит на праве собственности Гнатенко Ю.В. на основании договора <№> на приватизацию жилого помещения.

В данной квартире зарегистрированы и проживают истец Гнатенко Ю.В., его супруга Гнатенко Т.В., его дочь Гнатенко А.Ю.

Задолженности по ЖКУ по ТСЖ «Нагорное» на <Дата> и по капитальному ремонту не имеется.

Данное жилое помещение является для собственника единственным местом постоянного проживания.

Истец обращался с заявлением в адресТерриториального отдела Саратовского филиала Центральный ФГАУ Росжилкомплекс, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по вопросупринятияна основании ст.9.1Закона РФ от <Дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность от Гнатенко Ю.В.жилого помещенияпо адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№> с заключением с ними на данноежилое помещениедоговора социального найма. Обращение истца во все вышеперечисленные органы не дало продуктивного результата и не достигло цели обращения, в связи с чем, истец вынужден обратиться в судебном порядке для решения вопроса о передачежилого помещенияв собственностьМинистерстваобороныРФ.

В судебное заседание истец Гнатенко Ю.В. не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В судебном заседании представитель истца Суркова Е.О., исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.

Иные лица участвующие в деле не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежаще.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Ст.35 КонституцииРоссийской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» приватизацияжилых помещений- бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых имижилых помещенийв государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемыежилые помещения, по месту бронированияжилых помещений.

Исходя из содержания определения приватизациижилого помещения, деприватизация - это переводжилого помещенияиз индивидуального жилищного фонда в государственный или муниципальный жилищный фонд социального использования и дальнейшее предоставление этогожилого помещениябывшему собственнику (собственникам) по договору социального найма.

В соответствии со ст.ст.2,7Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», граждане РФ, занимающиежилые помещенияв государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма (ведомственный фонд), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Жилые помещенияпередаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В договор передачижилого помещенияв собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования даннымжилым помещениеми проживающие совместно с лицами, которым этожилое помещениепередается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования даннымжилым помещением.

Право собственности на приобретенноежилое помещениевозникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.11Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации,жилого помещенияв государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от <Дата> № 189-ФЗ граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс гражданами и членами их семей, проживающими в этихжилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской федерации.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» граждане, приватизировавшиежилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательствжилые помещенияв государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лицаобязаныпринятьих в собственность и заключить договоры социального найма этихжилых помещенийс этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Согласно нормам законодательства, возврат участниками проведенной приватизациижилого помещенияк первоначальному положению возможен при наличии следующих условий: помещение должно являться единственным местом жительства, быть свободным от обязательств.

В ст. 7 Федерального закона от <Дата> <№> «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» определено, чтопередача жилых помещенийв собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающимжилое помещениев собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом",МинистерствообороныРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в веденииМинистерстваобороныРоссийской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от <Дата> <№>,МинистерствообороныРоссийской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащимжилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственныхМинистерствуобороныРоссийской Федерации организаций и сделок с ним.

Согласно п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <Дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Из материалов дела следует, что Гнатенко Ю.В. относится к категории военнослужащих заключивших первый контракт после 1998 года.

Военнослужащему Гнатенко Ю.В, на основании договора приватизации <№> от <Дата> была передана квартира, расположенная по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <Дата> подтверждено, что Гнатенко Ю.В. принадлежит на праве собственностижилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: <№>

Документами-основаниями регистрации права явился договор на приватизацию <№> от <Дата>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в собственности у истца иногожилого помещенияне имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <Дата> <№>-О, давая оценку особому порядку обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренному п. 14 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указывает, в частности, что предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке; к особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон «О статусе военнослужащих» относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.

Абзац первый п. 14 ст.15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10. 2021 г. <№>-О).

При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-О).

С учетом изложенных обстоятельству в судебном заседании судом установлено, чтоГнатенко Ю.В.ранее реализовал право на обеспечение жильем по линии военного ведомства, в связи с чем, учитывая приведенные положения закона, у него отсутствуют основания для передачи в собственность Российской Федерации ранее предоставленного его в порядке приватизации жилого помещения с целью повторного рассмотрения вопроса о предоставления иного жилого помещения.

Относительно требований о возложении обязанности на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации» заключить с истцом договор социального наймажилого помещения, расположенного по адресу:г. Саратов, 1-й <адрес>, площадью 37 кв.м., с кадастровым номером: 64:48:020625:329, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1,2 ст.60 ЖК РФ, по договору социального наймажилого помещенияодна сторона - собственникжилого помещениягосударственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо, управомоченное им лицо (наймодатель)обязуетсяпередать другой стороне - гражданину (нанимателю)жилое помещениево владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального наймажилого помещениязаключается без установления срока его действия. Решение о предоставлении спорногожилого помещенияна условиях социального найма уполномоченным органом непринималось. Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему на основании договора приватизации служебногожилого помещения<№> от <Дата>.

Гнатенко Ю.В. и члены его семьи не состояли на учёте нуждающихся вжилых помещениях, решение о предоставлении им спорногожилого помещениякак лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечениежилым помещениемна условиях договора социального найма, непринималось. Доказательств обратного суду не представлено.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку Гнатенко Ю.В. и члены его семьи по собственному волеизъявлению реализовали свое право предоставленное нормами действующего законодательства, на получениежилого помещения, находящегося в государственной собственности бесплатно, данное право установлено договором на приватизацию <№> от <Дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Гнатенко Ю. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности, обязании принять жилое помещение в государственную собственность, заключить договор социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено –<Дата>.

Судья                                                                                            Ю.Е. Заикина

2-2231/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гнатенко Юрий Вадимович
Ответчики
ФГАУ Росжилкомплекс
Министерство Обороны РФ
Другие
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Богатырев Николай Владимирович
Гнатенко татьяна Викторовна
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Судья
Заикина Юлия Евгеньевна
Дело на странице суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Подготовка дела (собеседование)
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
09.09.2022Судебное заседание
09.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее