УИД № 19RS0010-01-2023-000580-85
Дело № 2-153/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01.02.2024 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Ф.А.Г., к Т.Д.В. о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы, признании Ф.А.Г. фактическим воспитателем Т.В.Д.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора <адрес> ФИО7, ответчика Т., его представителя адвоката ФИО18,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ширинского района РХ, действующий в интересах Ф., обратился в суд с иском к Т. о признании фактическим воспитателем Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия последнего, признании утратившим права на получение выплаты страховой суммы в связи с гибелью Т. Требования иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Т. погиб во время специальной военной операции. Т. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО6 и Т.. ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ умерла. После ее смерти несовершеннолетний ФИО2 остался проживать на территории <адрес>, по заявлению бабушки Ф. зачислен на обучение в МБОУ «Туимская средняя школа №». ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования <адрес> РХ над несовершеннолетним установлена опека на основании заявления отца по семейным обстоятельствам, опекуном назначена Ф. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования <адрес> РХ над несовершеннолетним установлена безвозмездная опека на 4 года на основании заявления отца, опекуном назначена Ф. Бабушка осуществляла заботу за внуком Т. Согласно сведениям Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Т. являлся получателем социальных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 686874,94 руб. Вместе с тем из иска следует, что денежные средства отцом на содержание несовершеннолетнего не передавались, не перечислялись. После смерти Т. расходы на организацию похорон взяла на себя администрация Туимского сельсовета и Ф. Полагал, что данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ответчик не достоин права на получение выплаты страховой суммы в связи с наступлением страхового случая, смерти его сына Т. В качестве правового обоснования исковых требований, ссылался на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно исполнительной системы», статьи 1, 2, 7, 21, 35, 37, 38, 39, 41, 53 Конституции Российской Федерации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Военный комиссариат РХ.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> ФИО7, действующая по поручению прокурора <адрес> РХ, в интересах Ф., поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик Т., его представитель по ордеру адвокат ФИО18 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что ответчик Т. всегда помогал в воспитании своего сына Т., давал денежные средства, давал советы, проживал Т. с бабушкой, но всегда приезжал в гости к отцу.
Материальный истец Ф., представители третьих лиц Военного комиссариата РХ, воинской части 78567 1307 МСП, АО «Согаз», Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, надлежащим образом были уведомлены о времени и месте судебного заседания.
От представителя АО «СОГАЗ» имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации». (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых поименована гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту - Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (подпункт «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»).
В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (пункт 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»).
В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 35, часть 3; статья 37, части 1 и 3; статья 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 № 22-П, от 19.05.2014 № 15-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве меры социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, которое в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате, в том числе его родителям. Это страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Цель названной выплаты - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе, критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ и статье 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44) разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2014 № 44).
Из приведенных положений семейного законодательства, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
В соответствии с частью 1 статья 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуру РХ ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение <адрес> Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов по вопросу выплат родственникам погибшего ефрейтора Т., данное обращение было перенаправлено прокурору <адрес> РХ для принятия решения.
Ф. подала заявление прокурору <адрес> РХ, просила обратиться в ее интересах о лишении Т. права на получение страховых/социальных выплат в связи с гибелью Т., поскольку осуществляла его воспитание.
Согласно пояснениям председателя <адрес> совета ветеранов, Т. после смерти матери ФИО6 в 2008 году, проживал совместно с бабушкой Ф. в <адрес>, где окончил среднюю школу, бабушка содержала и воспитывала внука, в связи с отсутствием родителей. Отец Т. – Т. участия в содержании и воспитания сына не принимал, проживал в <адрес>. На момент мобилизации Т., Ф. находилась у него на иждивении. Факт содержания и воспитания Т. могут подтвердить сотрудники школы, жители <адрес>. Последний его звонок ДД.ММ.ГГГГ был адресован бабушке Ф., которым он сообщал о переводе денежных средств на ее лечение.
Из сведений, предоставленных Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РХ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо Т. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения предоставлены МУП <адрес> «Спецавтобаза ЖКХ», Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «члены семей погибшего (умершего) инвалида ВОВ и ветеранов БД» с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно региональным базам данных, Т. являлся получателем социальных выплат на детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: государственной социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственной пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 руб. в январе 2017 года; в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: государственной социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 руб. в январе 2017 года.
Т. ДД.ММ.ГГГГ выдавался государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ Т. обращался с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на приобретение жилого дома по адресу: <адрес>.
В настоящее время долевыми собственниками вышеуказанного дома являются: Т., ФИО8, ФИО9, Т. (по ? доли).
Согласно информации, предоставленной Администрацией Туимского сельсовета <адрес> РХ от ДД.ММ.ГГГГ, Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти матери ФИО6 фактически проживал со своей бабушкой – Ф., учился в МБОУ Туимская средняя школа №, где в 2016 году получил аттестат о среднем образовании, после чего уехал учиться в <адрес>, обучался в Красноярском колледже в сфере услуг и предпринимательства, финансовую помощь оказывала бабушка Ф., отец Т, – Т. в воспитании сына не принимал участия, материальной помощи не оказывал, алименты не платил.
Постановлением Администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений внесенных постановлением Администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) Ф. назначена опекуном Т. на безвозмездной основе, место жительства Т. определено по месту жительства Ф. в <адрес>. Основанием к принятию определения послужило заявление Ф. и заявление отца Т. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил передать Т. под опеку бабушке Ф. по семейным обстоятельствам на 4 года.
Из медицинских документов, личного дела из МБОУ Туимская средняя школа № в отношении Т. следует, что Ф. как законный представитель последнего, представляла его интересы в медицинском и образовательном учреждениях.
В ДД.ММ.ГГГГ Т. был призван в армию, служил по контракту, ДД.ММ.ГГГГ был мобилизован для прохождения службы в зоне проведения специальной военной операции. ДД.ММ.ГГГГ погиб, выполняя воинский долг.
Из учетной карточки, личного дела призывника Т. следует, что Т. в качестве члена своей семьи обозначал бабушку Ф.
Согласно справке Ширинского районного суда РХ от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Ф. обращалась в суд с исковым заявлением к Т. о лишении последнего родительских прав, однако, исковое заявление было возвращено истцу.
Согласно информации Министерства труда и социальной защиты РХ, получателем средств материальной помощи из резервного фонда РХ за погибшего Т. назначена бабушка погибшего Ф. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ф. согласно Постановлений администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности опекуна над внуком.
Из индивидуальной выписки ПАО Сбербанк следует, что ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переводила денежные средства в суммах 8 000 руб., 8 000 руб., 5 000 руб. и 3 000 руб., соответственно. Денежные средства в суммах 1 000 руб. была переведена Т. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 000 руб. Также денежные средства переводились ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы материального и процессуального истца о том, что Т. находился на воспитании и иждивении бабушки Ф. подтверждаются показаниями свидетелей ФИО12 (учитель Туимской СОШ), ФИО13, ФИО14 (глава Туимского сельсовета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО15 (соседка), допрошенных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в Ширинском районном суде РХ по поручению Абаканского городского суда РХ, которые также указали, что отец ФИО2 – Т. не оказывал Т. финансовой поддержки, редко ребенка посещал не более 1 раза в год, ребенок с 8 лет проживал с бабушкой.
Проанализировав пояснения допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд приходит к выводу, что оснований им не доверять нет, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их пояснения логичны, последовательны, согласуются между собой, материалами дела и установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами.
Вопреки доводам стороны ответчика о том, что стороной истца не представлено доказательств того, что он являлся фактическим воспитателем погибшего Т., а пояснениями свидетелями ФИО9 (жена ответчика Т.), ФИО16 (жена брата ФИО9), ФИО17(сосед Т.), данными ими при допросе в качестве свидетелей подтверждают обратное, суд не принимает во внимание, как необоснованные. Указанные пояснения не свидетельствуют о том, что Ф. не занималась воспитанием, содержанием Т., в ходе рассмотрения дела установлено, следует из пояснения истца и ответчика, пояснений свидетелей, что Ф. принимала непосредственное участие в воспитании, содержании Т.
Кроме того, суд к показаниям свидетелей ФИО9, ФИО16 со стороны ответчика относится критически, поскольку допрошенные лица являются родственниками ответчика.
Довод стороны ответчика о содержании Т. материально в период его обучения в <адрес> через ФИО9 не свидетельствует об участии в воспитании несовершеннолетнего сына Т.
Суд, исследовав все представленные доказательства, выслушав пояснения свидетелей, пояснения сторон, считает доказанным факт постоянного воспитания и содержания Ф. внука Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата зачисления Т. в Туимскую СОШ по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ) и до его совершеннолетия, что является основанием для признания Ф. фактическим воспитателем Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при участии в специальной военной операции, исходя из этого, суд признает Т. утратившим право на получение выплаты страховой суммы в связи с гибелью Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░. (░░░░░ №), ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.02.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░