Решение по делу № 2а-1487/2021 от 19.08.2021

***

дело № 2а-1487/2021 ***

                        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2021 года          город Кола, Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Н.Д. Кочешевой,

при секретаре Петровской А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Кольского района Мурманской области Косенко А.В.,

административного истца Андрусенко И.А.,

представителей административного ответчика – Дышина О.А. и председателя Кольской территориальной избирательной комиссии Кливанской М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрусенко И.А. к Кольской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3, возложении обязанности провести повторную проверку подписных листов и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3,

У С Т А Н О В И Л:

Андрусенко И.А. обратилась в суд с административным иском к Кольской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3, возложении обязанности провести повторную проверку подписных листов и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3. В обоснование административного искового заявления указала, что в период с *** по *** в Кольскую территориальную избирательную комиссию был передан пакет документов, необходимый для её регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу . *** посредствам телефонной связи сотрудник Кольской территориальной избирательной комиссии предложил ей прибыть *** в *** для участия в заседании избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации кандидатом в депутаты её кандидатуры. Вместе с тем, в *** ей передали ведомость проверки подписных листов в поддержку выдвижения и итоговый протокол проверки подписей в поддержку выдвижения. Указала, что в соответствии п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) кандидат вправе внести уточнения и дополнения в документы, предоставление которых предусмотрено п. 2.2 ст. 33 данного Федерального закона, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, где должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В нарушение указанных требований закона, её лишили возможности предоставить справку о членстве в Региональном и местном политическом совете Партии «Единая Россия». Как следует из итогового протокола от ***, ей отказано в принятии подписного листа , поскольку подписи в строках 1-3 не соответствуют требованиям пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Однако, подписные листы и заверены собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей, что является основанием принять данные подписи. Кроме того, в ведомости проверки подписных листов указано о нарушении положений пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, однако, избиратели ФИО1 исправления в подписном листе не производил, а ФИО2 и ФИО3 в подписные листы вносили подписи собственноручно.

При рассмотрении дела административный истец Андрусенко И.А. заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, указав, что все избиратели вносили подписи в подписные листы собственноручно. При подаче сотрудники Кольской территориальной избирательной комиссии отнеслись к ней негативно и не оказали помощь в оформлении необходимых для регистрации кандидата документов. При этом, в связи с нахождением на больничном, на сбор и подачу документов у неё имелось всего два дня. Подписи избирателей являются подлинными и собраны ею лично. Решение Кольской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата нарушает её избирательные права. Недостатки, имеющиеся в подписных листах и указанные в решении Кольской территориальной избирательной комиссии, являются незначительными, не свидетельствуют о недействительности подписей избирателей.

Представитель административного ответчика – председатель Кольской территориальной избирательной комиссии Кливанская М.М. и представитель административного ответчика Дышин О.А. в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать, пояснили, что решение принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке. Обращают внимание на то, что ни одна из подписей избирателей, имеющихся в подписных листах, не признана недействительной по основанию её выполнения иным лицом. Территориальные избирательные комиссии независимы и не оказывают содействия кандидатам в депутаты в сборе документов. Факт отсутствия в представленных Андрусенко И.А. документах справки о членстве в совете Партии «Единая Россия» не является основанием для отказа административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты. Указанные в решении об отказе в регистрации кандидатом в депутаты от *** недостатки подписных листов нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Административному истцу правомерно отказано в регистрации кандидатом в депутаты.

Суд, заслушав объяснения участвовавших в деле лиц, свидетеля ФИО3 и заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 239, 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Согласно ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решением Кольской территориальной избирательной комиссии от *** назначены выборы депутатов Совета депутатов Кольского района шестого созыва на ***.

Андрусенко И.А. выдвинута кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения.

*** Андрусенко И.А. в Кольскую территориальную избирательную комиссию были представлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидатом.

*** Кольская территориальная избирательная комиссия выдала административному истцу подтверждение, что от кандидата Андрусенко И.А., выдвинутой в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу , получены в том числе подписные листы с подписями избирателей на 04 листах в 1 папке, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты на 01 листе в 1 папке.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).

В силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

В пункте 2.3. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 № 784-0-0 разъяснено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

По своему смыслу вышеприведенные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Вместе с тем, констатация Конституционным Судом Российской Федерации права кандидата устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, а также привести их оформление в соответствии требованиям законодательства - не предполагает возможности дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ст. 19.1 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований».

Андрусенко И.А. при уведомлении Кольской территориальной избирательной комиссии о выдвижении и регистрации кандидата *** и *** была вправе предоставить сведения членстве в Региональном и местном политическом совете Партии «Единая Россия». Однако, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации административного истца в качестве кандидата, таких сведений не имелось.

Таким образом, вопреки доводу административного истца, в период с *** по *** у неё отсутствовало право представить справку о членстве в Региональном и местном политическом совете Партии «Единая Россия».

Согласно п. 2 ст. 20 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» и решения Кольской территориальной избирательной комиссии № 4/22 от 01.07.2021 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на выборах Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3 составляет 10 подписей избирателей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Кольскую территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатов по двухмандатным избирательным округам № № 1-10 составляет 14 подписей.

Согласно п. 3 и п. 3.1 ст. 20 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» подписные листы изготавливаются по форме согласно приложениям № 7.1 и 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ. На основании форм подписных листов, установленных приложениями № 7.1 и 8 к Федеральному закону, избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, наименования и (или) номера избирательного округа.

Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от *** утверждены образцы заполнения подписных листов в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования и номера избирательного округа при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кольского района шестого созыва согласно приложениям № № 1-10.

Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от *** административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3. Основанием для отказа в регистрации послужило признание недействительными 07 подписей. Количество подписей, признанных действительными, составило 07 подписей, что является недостаточным для регистрации в качестве кандидата на выборах депутатов Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3.

Пунктом 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателях, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания недействительными подписей избирателей содержится в пункте 6.4 статьи 38 данного Закона.

В частности, согласно положениям пункта 6.4. указанной статьи недействительными признаются:

в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;

з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;

л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 8-10 статьи 20 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований».

Основанием отказа в регистрации кандидата согласно положениям подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п. 7 ст. 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Административный истец представила в Кольскую территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3, в том числе подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

По основанию, предусмотренным подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, Кольской территориальной избирательной комиссией признаны недействительными все 3 подписи, имеющиеся в подписном листе № 2 на 1, 2 и 3 строке.

Учитывая, что в подписном листе № 2 не в полном объёме указаны сведения о кандидате Андрусенко И.А. – не указаны сведения о месте проживания (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства), Кольская территориальная избирательная комиссия правомерно признала все три подписи, имеющиеся в подписном листе № 2, недействительными.

По основанию, предусмотренным подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, Кольской территориальной избирательной комиссией признана недействительной подпись ФИО4, имеющаяся в подписном листе на 1 строке.

Учитывая, что в подписном листе на первой строке указаны фамилия, имя и отчество избирателя - ФИО4, а в соответствии с данными ОВМ ОМВД России по Кольскому району от *** отчество указанного избирателя – ФИО4, Кольская территориальная избирательная комиссия правомерно признала данную подпись, недействительной.

По основанию, предусмотренным подпунктом «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, Кольской территориальной избирательной комиссией признана недействительной подпись ФИО1, имеющаяся в подписном листе № 4 на 2 строке.

Учитывая, что в подписном листе на второй строке в столбце , где указывается адрес места жительства избирателя, имеются исправления в номере квартиры, территориальная комиссия правомерно признала данную подпись, недействительной.

По основанию, предусмотренным подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ, а также в соответствии с заключением по проверке подписных листов кандидата, предоставленным ЭКО ОМВД России по Кольскому району, Кольской территориальной избирательной комиссией признаны недействительными подпись ФИО2, имеющаяся в подписном листе на 1 строке и подпись Клещёвой Галины Павловны, имеющаяся в подписном листе на 3 строке.

Административный истец, оспаривая признание недействительными указанных подписей, указывает на собственноручное внесение подписей избирателями.

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В соответствии с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, исключительно на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 названной статьи.

Как усматривается из заключения по проверке подписных листов кандидата, предоставленным ЭКО ОМВД России по Кольскому району, рукописные записи (Ф.И.О., адрес места жительства) в подписном листе в строках 1, 2 и 3 выполнены одним лицом.

Таким образом, поскольку фамилия, имя, отчество указаны избирателями ФИО2 и Клещёвой Г.П. несобственноручно, их подписи правомерно признаны Кольской территориальной избирательной комиссией недействительными.

Опрошенная в ходе судебного заседания по ходатайству административного истца свидетель Клещёва Г.П., обозрев оригинал подписного листа , пояснила, что записи во всех столбцах третей строки выполнены ею собственноручно. В момент, когда она подписывала и вносила данные о себе в подписной лист, первая и вторая строки уже были заполнены. Считает, что подчерк людей, заполнивших первую и вторую строки, на её подчерк не похож.

Вместе с тем, довод административного истца о том, что указанные недостатки в подписном листе могут быть устранены путем допроса свидетелей Клещёвой Г.П., ФИО2 и ФИО1, судом отклоняется, поскольку законом на избирательную комиссию и суд не возлагается обязанность по восполнению и устранению нарушений, допущенных сборщиком подписей или кандидатом, собирающим подписи избирателей в свою поддержку, и избирательное законодательство не предусматривает допустимости проведения опроса лиц на предмет действительности их подписей в поддержку кандидатов в депутаты. Кроме того, данный довод административного истца основан на неверном толковании законодательства Российской Федерации о выборах, поскольку возможность разрешения вопроса о достоверности или недостоверности подписей избирателей по основанию, предусмотренному пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, иначе как на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не допускается. В связи с чем в удовлетворении ходатайства административного истца о допросе свидетелей ФИО2 и ФИО1, которые, по её мнению, могли бы подтвердить действительность своих подписей, отказано.

Не нашел своего подтверждения и довод административного истца о необходимости обязательного присутствия кандидата либо его официального представителя на заседании комиссии, поскольку положениями ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ст. 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

При этом судом учитывается, что *** Кольская территориальная избирательная комиссия выдала административному истцу подтверждение, в котором содержалась информация об извещении кандидата:

- о рассмотрении вопроса о регистрации в качестве кандидата в депутаты на заседании Кольской территориальной избирательной комиссии в ***;

- о возможности кандидата в депутаты получить в Кольской территориальной избирательной комиссии письменное уведомление о наличии выявленной неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению представленных кандидатом документов, необходимых для выдвижения или регистрации кандидата в ***;

- о начале проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, в ***;

- о возможности получить в Кольской территориальной избирательной комиссии копии составленных по результатам проверки итогового протокола и ведомостей проверки подписных листов в ***.

Оценив представленные доказательства, исследовав подлинники подписных листов, учитывая, что нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты судом не установлено, количество действительных подписей избирателей 07, из необходимых 10, не является достаточным для регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3 на выборах, назначенных на ***, а перечисленные в заключении по проверке подписных листов кандидата, предоставленным ЭКО ОМВД России по Кольскому району, и в итоговом протоколе обстоятельства нашли своё подтверждение, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения.

Иных заслуживающих внимания доводов о незаконности принятого административным ответчиком решения административным истцом не приведено.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Андрусенко И.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Андрусенко И.А. к Кольской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3, возложении обязанности провести повторную проверку подписных листов и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 3, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

***

***

Судья Н.Д. Кочешева

2а-1487/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Кольского района Мурманской области
Андрусенко Инна Анатольевна
Ответчики
Кольская территориальная избирательная комиссия
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Кочешева Нина Дмитриевна
Дело на сайте суда
kola.mrm.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее