Дело № 2-2727/2021
УИД: 33RS0002-01-2021-003395-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
28 сентября 2021 года
Октябрьский районный суд г. ФИО2 в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при помощнике Сафоновой О.В.,
с участием
истца ФИО2 и его представителей Андреевой С.И., Журавлевой Е.К.,
представителей ответчика Сигуновой Г.А., Лукьяновой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. ФИО2 гражданское дело по иску ФИО2 к ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», Департаменту здравоохранения Владимирской области о взыскании единовременного денежного пособия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу единовременное денежное пособие 120 окладов денежного содержания в размере 1 248 480 рублей в связи со смертью супруги Котовой Т.А.
Требования мотивированы следующим.
Котова Т.А. состояла в трудовых отношениях с ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» на различных должностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с исполнением должностных обязанностей, являясь медицинской сестрой приемного отделения, ДД.ММ.ГГГГ заразилась COVID-19, в результате чего умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к ответчику о реализации права на получение единовременного денежного пособия в размере 120 окладов по должности на основании положений Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ОЗ "Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и единовременном денежном пособии в случае гибели работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области", постановления Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил ответ о необходимости представить необходимые документы, что было сделано.
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выплате, поскольку должность умершей не включена в перечень должностей в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Между тем, в должностные обязанности медицинской сестры приемного отделения входили первичные медицинские манипуляции, осмотр, уход за больным.
В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области проверки по факту смерти Котовой Т.А. установлено, что патогенные микроорганизмы 3 группы патогенности являются возбудителями инфекционной болезни; класс по СОУТ – вредные условия труда, при которых на работника воздействуют опасные производственные факторы. Принятый Котовой Т.А. в приемном покое терапевтического отделения больной с положительным тестом на COVID-19 направлен в госпиталь для лечения больных с коронавирусной инфекцией. Установлена причинно-следственная связь между исполнением служебных обязанностей, заражением и смертью.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на указанные выше нормы, просит иск удовлетворить.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Владимирской области, в качестве третьих лиц – Смирнова Е.В., Департамент финансов бюджетной и налоговой политики Владимирской области.
Истец и его представители иск в суде поддержали, просили его удовлетворить.
Представители ответчика в суде иск не признавали, указав, что в рамках обязательного медицинского страхования (ФЗ № 125-ФЗ) истец получил пособие по факту смерти супруги. В рамках Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ОЗ "Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и единовременном денежном пособии в случае гибели работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области" оснований для выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели Котовой Т.А. не имеется, поскольку утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью, не содержит должности среднего медицинского персонала – медицинской сестры приемного отделения. Просят в иске отказать.
Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.
В письменном отзыве Департамент здравоохранения Владимирской области указал на отсутствии заявки на выплату спорного пособия.
Смирнова Е.В. в данных ранее пояснениях полагала иск подлежащим удовлетворению, указав, что на спорную выплату не претендует.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 582 принят Закон Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ОЗ "Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и единовременном денежном пособии в случае гибели работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области» (далее также Закон).
Настоящий Закон определяет размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, находящихся в ведении Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, а также размер единовременного денежного пособия в случае гибели данных работников.
Согласно ч.1 ст. 1 названного Закона обязательному страхованию подлежат медицинские, фармацевтические и иные работники государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В силу ст.2 закона Страхователем по обязательному страхованию работников государственной системы здравоохранения является соответствующая медицинская организация государственной системы здравоохранения, находящаяся в ведении Владимирской области. В случае гибели (смерти) застрахованного лица страховые суммы выплачиваются членам его семьи.
В силу Статья 3 Закона страховыми случаями при осуществлении обязательного страхования работников государственной системы здравоохранения при исполнении ими должностных обязанностей являются: 1) получение повреждения здоровья; 2) установление инвалидности вследствие повреждения здоровья или заболевания, полученного в период исполнения должностных обязанностей; 3) получение профессионального заболевания; 4) гибель (смерть).
Судом установлено, что Котова Т.А. состояла в трудовых отношениях с ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» в должности медицинской сестры приемного отделения с ДД.ММ.ГГГГ (сведения из трудовой книжки АТ-IV ###).
ДД.ММ.ГГГГ Котова Т.А. умерла (свидетельство 11-НА ###).
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен в связи со смертью работника.
Согласно Акту о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области у Котовой Т.А. диагностирован COVID-19 (заболела ДД.ММ.ГГГГ) с летальным исходом. Причиной профессионального заболевания послужило воздействие на организм вредных производственных факторов – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с пациентами гематологического отделения терапевтического корпуса ГБУЗ ВО «ОКБ», у которых впоследствии была диагностирована новая коронавирусная инфекция COVID-19 при поступлении их в терапевтический стационар через приемное отделение. Признано профессиональным заболеванием.
На основании медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ ### ГУЗ «Липецкая горполиклиника ###» диагноз, в отношении которого проведена экспертиза связи с заболевания с профессией, – U 07.1 Новая коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19 с летальным исходом. Двухсторонняя вирусная внебольничная полисегментарная пневмония. Респираторный дистресс-синдром. Острый сегментарный мезентериальный тромбоз с поражением подвздошной кишки и купола слепой кишки. Тромбоэмболия легочной артерии. Некротический нефроз.
Установлена причинно-следственная связь заболевания с профессиональной деятельностью.Статьей 5 названного выше Закона установлено единовременное денежное пособие в случае гибели работников государственной системы здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших в размере 120 месячных должностных окладов.
В силу Статья 6 Закона расходы, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Орган, уполномоченный Губернатором Владимирской области, обеспечивает финансирование расходов на обязательное страхование работников государственной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, за счет средств, предусматриваемых в областном бюджете на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 56 утвержден порядок обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и порядке выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели работников государственной системы здравоохранения Владимирской области при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведении научных исследований семьям погибших»
Положение ### к постановлению устанавливает порядок выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения Владимирской области при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований (далее - единовременное денежное пособие) семьям погибших в размере, установленном Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ОЗ "Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и единовременном денежном пособии в случае гибели работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области".
Средства на финансирование выплат единовременного денежного пособия предусматриваются в областном бюджете по отрасли "Здравоохранение". Указанные средства являются целевыми и не могут быть направлены на иные цели.
Единовременное денежное пособие выплачивается членам семьи погибшего работника медицинской организации государственной системы здравоохранения Владимирской области (далее - Учреждение).
Основанием для принятия решения и издания приказа Учреждения о выплате единовременного денежного пособия семье погибшего работника являются следующие документы:
1) заявление о выплате единовременного денежного пособия;
2) документы, подтверждающие факт гибели работника Учреждения при исполнении им трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований;
3) копия свидетельства о браке или копии свидетельств о рождении детей или свидетельство о рождении погибшего;
4) документы, подтверждающие, что заявитель является членом семьи погибшего работника Учреждения.
Документы, заявитель вправе представить самостоятельно. В случае их непредставления, данные документы (сведения о них) запрашиваются Учреждением не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заявления в соответствующих органах (организациях) путем направления межведомственного запроса, оформленного в установленном порядке.
Решение о выплате единовременного денежного пособия членам семьи погибшего работника Учреждения принимается в 15-дневный срок со дня подачи заявления и необходимых документов.
В случае принятия решения об отказе в выплате единовременного денежного пособия в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю направляется извещение с указанием причин отказа.
Учреждение направляет в Департамент здравоохранения Владимирской области заявку об объеме финансовых средств, необходимых на выплату единовременного денежного пособия.
Департамент здравоохранения Владимирской области направляет в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части передачи средств Учреждению, где произошел указанный случай.
На основании справки об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств и после поступления средств от департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области Департамент здравоохранения Владимирской области в течение 3 рабочих дней производит финансирование Учреждения на указанные цели в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
Учреждение осуществляет выплату единовременного денежного пособия членам семьи погибшего работника Учреждения и несет ответственность за целевое расходование бюджетных средств.
ФИО2, являясь супругом Котовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 120 окладов ввиду гибели супруги.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил ответ о необходимости представить необходимые документы.
В материалы дела представлен протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по вопросу выплаты ФИО2 пособия, принято решение об отказе в его осуществлении, о чем сообщено ФИО2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве основания к отказу в выплате единовременного денежного пособия в размере 120 окладов указано, что утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью, не содержит должность среднего медицинского персонала – медицинской сестры приемного отделения. В открытом при ГБУЗ ВО «ОКБ» на базе хирургического корпуса – корпуса для оказания медицинской помощи больным с COVID-19, Котова Т.А. не значилась.
Суд полагает такое основание к отказу в выплате истцу спорного пособия неправомерным.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, предоставлены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра приемного отделения знакомится с направлением больного, осуществляет наблюдение, сопровождает к врачу, выполняет манипуляции и процедуры, назначенные врачом, оказывает неотложную доврачебную помощь при острых состояниях и т.д.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец как член семьи умершей Котовой Т.А. вправе получить предусмотренное Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ОЗ "Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, и единовременном денежном пособии в случае гибели работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области» единовременное денежное пособие 120 месячных должностных окладов.
Размер пособия составляет 1 248 480 рублей, исходя из расчета 10 404 рубля (оклад по должности) х 120.
Таким образом, суд полагает возложить на ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» обязанность осуществить выплату единовременного денежного пособия в размере 1 248 480 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Оснований для возложения такой обязанности на Департамент здравоохранения Владимирской области суд не усматривает.
Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Обязать ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» осуществить выплату единовременного денежного пособия в размере 1 248 480 рублей за счет средств бюджета Владимирской области в пользу ФИО2.
В части требований к Департаменту здравоохранения Владимирской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. ФИО2 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович