Дело [номер]/19
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 11 декабря 2019 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 Туршатова М.С.,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Смурова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим со дня принятия пункта [номер] раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года№ 311-05-11-111/2015,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просила суд признать недействующим со дня принятия пункт 187 раздела «Арзамасский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/2015.
В обоснование заявленных требований указала в административном иске о том, что [дата] министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области издан приказ №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год». В пункт 187 раздела «Арзамасский муниципальный район» Перечня на 2016 год включен объект недвижимости с кадастровым номером 52:41:1210002:408, расположенный по адресу: [адрес], который принадлежит истцу на праве собственности.
ФИО1 считает, что, исходя из фактического использования нежилого здания, условия, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения его в Перечень на 2016 год отсутствовали, так как под магазин фактически используется менее 20 процентов от площади здания. Включение объекта недвижимости в Перечень влечет возникновение у нее обязанности оплачивать налог на данное имущество исходя его кадастровой стоимости в повышенном размере.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, была извещен о месте и времени рассмотрения дела судом в установленном законом порядке. Интересы административного истца ФИО1 в суде представляет представитель Туршатов М.М., действующий на основании доверенности.
При рассмотрении административного дела в суде представитель административного истца Туршатов М.М. также просил административное исковое заявление удовлетворить. Пояснил суду о том, что принадлежащее истцу на праве собственности здание не используется более чем на 20 % от его площади, в связи с чем включение данного объекта в оспариваемый Перечень на 2016 год неправомерно.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился. Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской [адрес] было извещено судом о месте и времени рассмотрения дела. Представлен в суд акт обследования нежилого здания с кадастровым номером [номер], который приобщен судом к материалам административного дела в качестве доказательства.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Смуров С.Н. предложил суду в удовлетворении административного искового заявления Угрюмовой В.А. отказать, так как нежилое здание подпадает под признаки объектов недвижимости, перечисленные в статье 378.2 НК РФ.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, изучив представленные доказательства, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав пояснения представителя административного истца и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области принят приказ от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (в редакции, действовавшей на день утверждения Порядка) также было установлено, что министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» и утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункты 3, 7 Порядка).
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской [адрес] является правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в связи со слиянием данного государственного органа и министерства инвестиционной политики Нижегородской области и образования министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 6 Указа Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области» министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Оспариваемый в части приказ от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» принят министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время - министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) в пределах предоставленных полномочий и опубликован, что не оспаривается административным истцом.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в разделе «Арзамасский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку[номер], кадастровый номер здания (строения, сооружения): [номер], адрес объекта: [адрес] (л.д.13-14).
Административный истец ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от [дата] и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от [дата] (л.д.11, л.д.58-60).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 28.11.2014 года №105 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города <данные изъяты>» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента (пункт 2.3).
Из изложенного следует, что ФИО1 является субъектом правоотношений, регулируемых приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год». При таких обстоятельствах Угрюмова В.А. на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.Статьей 1 Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В пункте HYPERLINK consultantplus://offline/ref=B5CA8E8C92CCC95883754328C5F8EA85C421E7728974C4EE8A8F881512C357A7089C79360E69fFuEO 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина «торговые центры (комплексы)».
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) применительно к данной статье признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По состоянию на дату принятия Перечня на 2016 год абзац второй подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации излагался в следующей редакции: «здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания».
Оценив представленные доказательства и проанализировав приведенные выше нормы права, суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано по следующим мотивам.
Из содержания приведенных выше положений статьи 378.2 НК РФ следует, что правовыми основаниями для включения объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является не только фактическое использование объектов для целей, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, но и предназначение таких объектов для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов согласно документам технического учета (инвентаризации) либо документам кадастрового учета (кадастровый паспорт применительно к Перечню на 2016 год, утвержденному приказом от 22.06.2015 года), а также расположение объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисов.
При этом наличие одного из перечисленных признаков является достаточным основанием для включение объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно документам технического учета (инвентаризации), а именно техническому паспорту на нежилое здание с кадастровым номером [номер], составленному по состоянию на 28.05.2015 года, оно имеет наименование: магазин, назначение: нежилое помещение. Согласно экспликации к плану строения здание магазина имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., при этом в здании имеются такие помещения, как тамбур, торговый зал, котельная, склад, подсобное помещение, склад. При этом торговый зал имеет площадь 40,1 кв.м, что составляет 21,8% от общей площади здания.
Таким образом, имеющиеся в здании помещения исходя из их наименований указывают на то, что здание изначально предназначалось для использования его в качестве магазина, то есть размещения в здании торгового объекта. На предназначенное использование здания в качестве торгового объекта указывает и его наименование «магазин» в кадастровой паспорте от 07.11.2014 года и кадастровой выписке от 11.06.2015 года.
Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что согласно документам технического учета (инвентаризации) нежилое здание с кадастровым номером [номер] относится к торговому центру (комплексу) (абзац второй подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ), что является основанием для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/2015.
Кроме того, из свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2015 года (л.д.12), выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2019 года, акта обследования земельного участка от 04.12.2019 года №12511, составленного Арзамасским отделением КП НО «Нижтехинвентаризация», ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 28.11.2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено спорное здание с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования «Под зданием магазина». При этом, сам земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 07.02.2005 года и с указанного времени вид разрешенного использования земельного участка «Под зданием магазина» не изменялся.
В силу положений приведенного в данном решении подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ расположение здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов (в данном случае магазина), влечет за собой признание расположенного на таком земельном участке здания торговым центром (комплексом) применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ, что также является основанием для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/2015.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения торгового объекта и в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно названному федеральному закону к торговому объекту относится здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 38 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 года №582-ст, стационарный торговый объект (магазин) - предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
С учетом обстоятельств, установленных на основании оценки исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что здание с кадастровым номером [номер] согласно документам технического учета (инвентаризации) предназначено для размещения в нем объекта торгового назначения. Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, прямо предусматривающим размещение на земельном участке объекта торгового назначения – здания магазина.
Согласно положениям статьи 378.2 НК РФ объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обладает признаками, позволяющими отнести его к торговому центру (комплексу).
При наличии приведенных выше обстоятельств неиспользование части данного здания в качестве магазина не имеет определяющего значения для данного дела, так как имеются иные признаки, перечисленные в статье 378.2 НК РФ, позволяющие отнести здание с кадастровым номером [номер] к торговому центру (комплексу).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим со дня принятия пункта [номер] раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/2015 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда М.А. Кручинин
В окончательной форме решение суда составлено [дата].
Судья областного суда М.А. Кручинин