УИД 58RS0002-01-2021-000080-32
№ 2а-35/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск
Пензенской области 08 февраля 2021 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Юдашкиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и возложении обязанности.
В обоснование административного иска указано, что в нарушение требований действующего законодательства: части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органам местного самоуправления в сети «Интернет» - на официальном сайте административного ответчика - администрации сельсовета http://tatarskosheldaissky.spassk.pnzreg.ru содержится неполная информация, предусмотренная к размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно отсутствует порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, не размещены обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1- 3 квартал 2020 г. Бездействие администрации по официальному опубликованию снижает возможность общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности администрации поселения, а также нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями, чем ущемляет права граждан на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления. В связи с чем на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и просит суд признать незаконным бездействие администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и обязать разместить на официальном интернет-сайте администрации сельсовета http://tatarskosheldaissky.spassk.pnzreg.ru:
- порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1 - 3 квартал 2020 г. (л.д.5-7).
В судебное заседание представитель административного истца - прокуратуры Спасского района Пензенской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Спасского района Пензенской области Елизаров С.С. адресовал суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя административного истца.
Представитель административного ответчика – администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава администрации сельсовета Савин А.А. представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Кроме этого лица, участвующие в деле, заблаговременно извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения настоящего дела на официальном сайте Спасского районного суда Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
http://bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru(л.д.16).
В силу части 5 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязательным участие административного истца и административного ответчика при рассмотрении настоящего дела судом не признавалось и в силу закона таковым не является.
На основании статьи 150 КАС РФ неявка сторон не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судом постановлено рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (статья 14 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органам местного самоуправления в сети «Интернет» - необходимо размещать информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по соблюдению порядка рассмотрения обращений, своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации и законодательства о рассмотрении обращений граждан 22 декабря 2020 г. прокуратурой Спасского района Пензенской области был проведен мониторинг официального сайта администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области (http://tatarskosheldaissky.spassk.pnzreg.ru), в ходе которого установлено, что на нем отсутствует информация, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1-3 квартал 2020 г., что подтверждается актом осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с прилагаемыми скриншотами страниц данного официального сайта.
До настоящего времени допущенные нарушения ответчиком не устранены.
Таким образом, бездействие администрации сельсовета по неразмещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации информации, установленной вышепоименованным Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Невыполнение администрацией Татарско-Шелдаисского сельсовета вышеуказанных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
В связи, с чем суд считает, что обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает, что установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного искового заявления на бездействие органа местного самоуправления не пропущен, поскольку о нарушении прав неопределенного круга лиц административному истцу стало известно в ходе проведенной прокурорской проверки 22 декабря 2020 г.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
В связи, с чем госпошлина с администрации сельсовета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность.
Обязать администрацию Татарско-Шелдаисского сельсовета Спасского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации http://tatarskosheldaissky.spassk.pnzreg.ru информацию, предусмотренную Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
- порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1-3 квартал 2020 г.
Об исполнении решения сообщить в тот же срок в суд и административному истцу - прокурору Спасского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через районный суд.
Председательствующий –П/П- Г.А.Артамонова