Дело № 2-1591/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Никифорова С.В.
при секретаре Энюховой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики очистить место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и организовать своевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения,
у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики об обязании очистить место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, организовать своевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках рассмотрения обращения гражданина И. о несанкционированных свалках проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, близ дер. <адрес>, точка с географическими координатами: №., входящего в состав территории <адрес> сельского поселения Канашского района. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3.1., 3.2. Санитарных правил и норм СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР от 05.08.1988 №4690-88, на указанной территории выявлено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (полиэтилен, пластик, жестяные банки, стекло и др.) на общей площади не менее 100 кв.м., при этом указанный земельный участок не имеет твердого покрытия.
Несанкционированное размещение отходов на территории населенного пункта в непредусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного воздействия указанных отходов на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью населения и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.
Представитель истца - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в суд не явился: просил дело рассмотреть без их участия.
Представитель ответчика - глава администрации <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики М. в судебном заседании иск признал и пояснил, что несанкционированная свалка близ дер.<адрес> в настоящее время убрана, а на вывоз твердых бытовых отходов с территории <адрес> сельского поселения администрация поселения еще ДД.ММ.ГГГГ заключила соответствующий договор с ООО «<данные изъяты>».
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, изучив представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках рассмотрения обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ о несанкционированных свалках, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора, лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Д. и ведущим специалистом-экспертом указанного отдела К. проведено обследование территории, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, близ <адрес>, точка с географическими координатами: № в.д., в ходе которого выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов (полиэтилен, пластик, жестяные банки, стекло и др.) на общей площади не менее 100 кв.м. Земельные участки, на которых установлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не имеют твердого покрытия.
Указанные обстоятельства подтверждаются также фототаблицей, составленной Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Согласно схеме территории Канашского района, карте градостроительного зонирования <адрес> сельского поселения Канашского района дер. <адрес> находится на территории <адрес> сельского поселения Канашского района.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.2 ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных товаров.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных товаров (ч.2).
Исходя из положений п.18 ч.1, ч.3 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.19 ч.1, ч.4 ст. 8, п.13 ч.1 ст.9 Закона ЧР от 18.10. 2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям сельского поселения, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п.19 ст.6 Устава <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики к вопросам местного значения Среднекибечского сельского поселения Канашского района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики соблюдены не были, произошло захламление участка местности в близ дер. <адрес> Канашского района, точка с географическими координатами: № в.д., мусором и твердыми бытовыми отходами с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения, что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.
Данными действиями (бездействием) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 1, 2 и 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными.
Как было указано выше, глава администрации <адрес> сельского поселения, признав иск Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, пояснил, что указанная в исковом заявлении территория несанкционированной свалки вблизи дер.<адрес> очищена от бытовых отходов, но соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, суду не представлено.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики удовлетворить:
обязать администрацию <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики устранить в месячный срок с момента вступления в силу решения суда нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами: очистить место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, близ дер. <адрес>, точка с географическими координатами: № в.д., организовать своевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.