дело № 3-35/2015
Решение
именем Российской Федерации
27 января 2015 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Кулябине Ю.В.,
с участием: представителя заявителя А, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике Д., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО <данные изъяты> 29.12.2014 года обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что ООО <данные изъяты> является арендатором указанного земельного участка. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в размере <данные изъяты>. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет <данные изъяты> рублей. Кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная по результатам публичной кадастровой оценки, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению прав Общества, выражающихся в завышении арендной платы.
В судебном заседании представитель заявителя А на доводах заявления настаивал по обстоятельствам, изложенным в нем.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике Д. пояснила, что возражений по заявлению не имеют, поскольку их интересы данным делом не затрагиваются. При вступлении в силу решения об удовлетворении заявления ими будут выполнены функции госрегистратора по изменению в кадастр.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т. возражений не высказала.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО <данные изъяты> является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>.
Арендная плата за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно отчету об оценке № № от 14 августа 2014 года, составленному ООО <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно экспертному заключению № от 22 августа 2014 года, отчет № от 14 августа 2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона № 135-ФЭ от 29 июля 2998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что заявитель вправе требовать определения кадастровой стоимости его земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет об оценке № от 14 августа 2014 года, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет <данные изъяты> рублей. Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением. Сомнений в достоверности и допустимости данного доказательства у суда не имеется.
Возражения заинтересованных лиц не основаны на нормах материального права и не подтверждены допустимыми доказательствами.
На основании изложенного, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 30 января 2015 года.
Председательствующий А.И. Буров