Решение по делу № 33а-9380/2021 от 30.08.2021

Судья Чечётка И.Ф.                                                                                        Дело № 2а-1580/2021

Докладчик Теплякова И.М.                                                                         Дело № 33а-9380/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2021 года                            г. Новосибирск

           Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

    председательствующего    Певиной Е.А.,

    судей    Тепляковой И.М., Шумовой Н.А.,

    с участием прокурора     Парыгиной И.В.,

    при секретаре    Громовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 02 сентября 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 22 августа 2021 года, которым постановлено:

«Признать незаконным Решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 4/6 от 13.08.2021 «О повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко Сергея Владимировича.

Обязать Окружную избирательную комиссию устранить нарушения прав Терещенко С. В., зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва.

Решение суда в части регистрации Терещенко С. В. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва обратить к немедленному исполнению.

Обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одних суток, со дня вступления решения суда в законную силу».

    Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения представителей административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области Еримова М.А., Зломановой И.Г., представителя административного истца Терещенко С.В. Баглай М.Р., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Барабинского района Новосибирской области Хижиной О.С., заключение прокурора Парыгиной И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Терещенко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее – окружная избирательная комиссия) № 4/6 от 13.08.2021 «О повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко С. В.», обязать окружную избирательную комиссию устранить нарушения прав Терещенко С.В., зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва.

В обоснование исковых требований указано, что 24 июня 2021 года решением Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области четвертого созыва № 213 были назначены выборы депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва.

23 июля 2021 года Терещенко С.В. уведомил Окружную избирательную комиссию о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, а 27 июля 2021 года представил документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата.

Решением Окружной избирательной комиссии № 3/3 от 5 августа 2021 года Терещенко С.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 на основании недостаточного количества действительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Не согласившись с принятым окружной избирательной комиссией решением, административный истец обжаловал его в вышестоящую избирательную комиссию.

11 августа 2021 года Избирательная комиссия Барабинского района Новосибирской области (вышестоящая избирательная комиссии) приняла решение № 2/2 об отмене решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва от 5 августа 2021 года № 3/3 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко С.В.», обязала Окружную избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата Терещенко С.В. не позднее 13 августа 2021 года.

13 августа 2021 года Окружная избирательная комиссия приняла решение № 4/6 «О повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко Сергея Владимировича», которым вновь отказала в регистрации в качестве кандидата Терещенко С.В.

Административный истец считает, что законных оснований для отказа ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области по одномандатному избирательному округу № 6 не имеется.

Судом постановлено указанное решение от 22 августа 2021 года, с которым не согласился административный ответчик Окружная избирательная комиссия.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Барабинского районного суда Новосибирской области от 22 августа 2021 года и принятии по делу нового решения.

В обоснование доводов жалобы указано, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Судом не принято во внимание, что 9 подписей избирателей обоснованно были признаны недействительными на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Вывод суда о необоснованности доводов административного ответчика об использовании при рассмотрении вопроса о регистрации Терещенко С.В. в качестве кандидата в депутаты сведений, представленных из МО МВД России «Барабинский», противоречит требованиям действующего законодательства.

Апеллянт ссылается на необоснованность вывода суда о достаточности использования при проверке достоверности сведений об избирателях информации ГАС «Выборы».

Указывает, что законодательством предусмотрена возможность использования ГАС «Выборы», а не исключительная обязанность по ее использованию при проверке подписных листов.

При принятии решения суд не учел, что решение Избирательной комиссии Барабинского района Новосибирской области от 11 августа 2021 года № 2/2 содержит указание именно на Акт проверки подписных листов, а не на решение рабочей группы от 10 августа 2021 года. Вывод суда о том, что Акт проверки подписных листов не может быть указан в качестве основания для отказа в регистрации, является необоснованным.

Судом не принято во внимание, что Избирательной комиссией Барабинского района Новосибирской области был установлен срок для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата и принятия решения по существу 1 сутки – не позднее 13 августа 2021 года, в то время как решение поступило в избирательную комиссию г. Барабинска только 12 августа 2021 года. При указанных обстоятельствах полномочия избирательной комиссии в части извещения кандидата о выявлении документов, оформленных с нарушением закона, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии и о возможности кандидата внести уточнения и дополнения в документы не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии фактически не могли быть осуществлены.

Апеллянт также считает решение суда необоснованным в части обращения его к немедленному исполнению.

Кроме того, по мнению апеллянта, в нарушение требований статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об установленных судом обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, а также не приведены в полном объеме доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Частями 2, 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. (п. 5 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

        Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

        Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 7 ст. 42 Закона Новосибирской области от 07.12.2006 N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области".

Как следует из материалов дела, решением № 213 от 24.06.2021 Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области четвертого созыва назначены выборы депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва на 19 сентября 2021 года.

Согласно решению Избирательной комиссии города Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 3/7 от 17.06.2021 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва возложены на Избирательную комиссию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области.

23 июля 2021 года Терещенко С.В. уведомил Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о выдвижении своей кандидатуры в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6.

27 июля 2021 года Терещенко С.В. были представлены документы для регистрации кандидата, в том числе протокол об итогах сбора подписей избирателей и подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей.

Решением Окружной избирательной комиссии № 3/3 от 5 августа 2021 года Терещенко С.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, поскольку окружной комиссией признаны недостоверными и (или) недействительными 9 подписей избирателей или 64,2 процента.

Не согласившись с данным решением, административный истец обратился с жалобой в вышестоящую избирательную комиссию.

Решением Избирательной комиссии Барабинского района Новосибирской области от 11 августа 2021 года № 2/2 отменено решение Окружной избирательной комиссии от 5 августа 2021 года № 3/3 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко С.В.». На Окружную избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата Терещенко С.В. не позднее 13 августа 2021 года.

13 августа 2021 года Окружная избирательная комиссия приняла решение № 4/6 «О повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко С. В.», которым вновь отказала в регистрации кандидата Терещенко С.В.

При рассмотрении информации МО МВД «Барабинский» и информации ГАС «Выборы» было установлено несоответствие данных об избирателях, указанных в подписных листах, содержащимся в вышеуказанной информации данным.

Как следует из решения, несоответствие указанных данных было выявлено членами рабочей группы по результатам прочтения фамилии, имени, отчества избирателей, содержащихся в подписных листах, которое не привело к однозначному толкованию фамилии избирателей. В результате количество недостоверных и (или) недействительных подписей из числа проверенных подписей избирателей составило 9 подписей. При проведении проверки вышестоящей избирательной комиссией было выявлено 5 недостоверных (или) недействительных подписей.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Окружной избирательной комиссии № 4/6 от 13.08.2021 «О повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 6, Терещенко С.В.» является незаконным и подлежит отмене.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. /п. 3.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ/.

Согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Аналогичная норма содержится в п. 2 ч. 9 ст. 41 Закона Новосибирской области от 07.12.2006 N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области". (далее – Закон Новосибирской области № 58-ОЗ).

В силу п. 7 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. /ч. 2 ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ/.

        Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

        Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 7 статьи 42 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ.

Решением Окружной избирательной комиссии от 18.06.2021 № 4/14 установлено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимых для регистрации кандидата, составляет 10, максимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых кандидатом в избирательную комиссию, составляет 14.

Согласно протоколу об итогах сбора подписей от 27.07.2021 Терещенко С.В. представлено в Окружную избирательную комиссию 4 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей.

Согласно оспариваемому решению избирательной комиссии и итоговому протоколу проверки подписных листов было выявлено 9 недостоверных (или) недействительных подписей на основании п. 2 ч. 9 ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ. (л.д. 64).

Исследовав подписные листы, сопоставив содержащиеся в них сведения об избирателях с письменными доказательствами, представленными в материалы дела, суд не согласился с доводами административного ответчика о наличии оснований для признания недействительными подписей.

Так, в подписном листе на л.д. 88 указаны ФИО избирателей Епишева Д.А., Епишева А.С., Епишевой Н.А., Епишевой В.А., которые ошибочно прочитаны административным ответчиком как Елишев/Елишева соответственно. При проверке сведений в ГАС «Выборы» и МО МВД «Барабинский» предоставлены сведения на данных избирателей как на Епишевых (л.д. 93, 103).

Оснований для оценки подписей указанных избирателей и признания их недействительными не имеется, поскольку сведения о фамилиях избирателей в подписном листе позволяют осуществить их однозначное прочтение (л.д. 89).

Доводы апелляционной жалобы о том, что 9 подписей избирателей обоснованно были признаны недействительными на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.

Так, фамилии Епишев, Епишева (а не Елишев/Елишева), Валиев С. М. (а не Магмадулиевич), Казаненко М.Г. (а не Казанепко), Моисеенко И.Н. (а не Малеенко), Куришко А.В. паспорт <данные изъяты> 754887 (а не Кукишко паспорт <данные изъяты> 754488) читаются в подписных листах однозначно, соответствуют действительности.

Некорректные сведения об избирателях были оформлены в таблицу самим административным ответчиком, соответственно, получены сведения из уполномоченного органа МВД России, уточняющие данные сведения, и соответствующие действительным сведениям об избирателях в подписных листах.

Таким образом, число достоверных подписей избирателей составляет свыше 10, в связи с чем оснований к отказу в регистрации кандидата по пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, п. 5 ч. 7 ст. 42 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ у административного ответчика не имелось.

Кроме того, основанием принятия решения окружной избирательной комиссией № 4/6 от 13.08.2021 об отказе в регистрации кандидата указано наличие среди документов, представленных Терещенко С.В., протокола об итогах сбора подписей Терещенко К.Е., то есть иного лица.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного иска, пришел к выводу о том, что окружной избирательной комиссией не соблюден установленный ч. 1 ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ трехдневный срок извещения кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов.

На основании пп. в, в.1 п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 35, частью 5, пунктами 1 - 3 части 11 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Неисполнение установленной законом обязанности административным ответчиком не оспаривалось, объяснялось предусмотренным вышестоящей избирательной комиссией в решении от 11.08.2021 сроком для принятия окружной избирательной комиссией решения в отношении Терещенко С.В. не позднее 13.08.2021.

С учетом того, что протокол об итогах сбора подписей избирателей с неверным указанием имени и отчества кандидата, подписанный Терещенко С.В., был представлен им в окружную избирательную комиссию 27.07.2021 (л.д. 60), а также с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 №6-П, суд признал, что данное нарушение в протоколе об итогах сбора подписей избирателей являлось очевидным для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей, в связи с чем процедура извещения кандидата должна была быть соблюдена, а при ее нарушении окружная избирательная комиссия была не вправе указывать это обстоятельство в качестве основания к отказу в регистрации.

Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Подлежит отклонению ссылка апеллянта на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Избирательной комиссией Барабинского района Новосибирской области был установлен срок для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата и принятии решения по существу 1 сутки – не позднее 13 августа 2021 года, в то время как решение поступило в избирательную комиссию 12 августа 2021 года, в связи с чем извещение кандидата о выявлении документов, оформленных с нарушением закона, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии и о возможности кандидата внести уточнения в документы не позднее чем за один день до дня заседания фактически не могли быть осуществлены. Судом данному доводу дана мотивированная оценка, которая изложена в решении, оснований для переоценки выводов суда не имеется. Препятствий для извещения Терещенко С.В. заблаговременно с 28.07.2021 о необходимости привести документы в соответствие с установленными требованиями закона у окружной избирательной комиссии не имелось. Несоблюдение порядка извещения гражданина и реализации им права на представление окружной избирательной комиссии надлежащих документов нарушает установленную законом процедуру выдвижения и регистрации кандидата, влечет нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ.

Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту, право на обжалование решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.ч. 1 и 2 ст. 46), корреспондирует обязанность судов не ограничиваться установлением лишь формальных оснований применения закона, а исследовать и оценивать обстоятельства каждого конкретного дела в целях надлежащего выяснения того, соответствуют ли обжалуемые решения закону и не нарушают ли права и свободы гражданина. Нормы материального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела в целом были применены правильно.

Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о необоснованности решения суда в части его обращения к немедленному исполнению. В ч. 6 ст. 244 КАС РФ запрет на обращение указанного решения к немедленному исполнению не установлен.

Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Обращение решения от 22.08.2021 к немедленному исполнению суд обоснованно мотивировал датой проведения выборов (19 сентября 2021 года) с учетом оставшихся сроков для проведения предвыборной агитации.

Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Поскольку при рассмотрении дела суд не допустил нарушений норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, его решение следует признать законным и обоснованным.

Судебная коллегия также учитывает, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции нарушение в оформлении протокола об итогах сбора подписей Терещенко С.В. устранено, окружной избирательной комиссией 23.08.2021 принято решение о регистрации его кандидатом в депутаты.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 22 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области пятого созыва – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий        /подпись/

Судьи /подпись/подпись/

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

33а-9380/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура НСО
Терещенко Сергей Владимирович
Ответчики
Окружная изберательная комиссия одномандатного избирательного округа № 6
Другие
Территориальная избирательная комиссия Барабинского района Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Теплякова Инна Мнировна
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
02.09.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Передано в экспедицию
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее