Судья Ясинская О.О. Дело № 33-567/2022
2а-3227/2021
25RS0002-01-2021-005982-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.,
судей Вишневской С.С., Храмцовой Л.П.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудинова Алексея Владимировича к Владивостокской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе Владивостокской таможни на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 сентября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены: решение Владивостокской таможни № 93 от 22 июня 2021 года признано незаконным, на Владивостокскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Кудинова Алексея Владимировича путем возврата уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 267 000 рублей. С Владивостокской таможни в пользу Кудинова Алексея Владимировича взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., судебная коллегия
установила:
Кудинов А.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 14 октября 2020 года им на территорию РФ ввезено транспортное средство марки ..., 2016 года выпуска. За указанное транспортное средство им уплачен утилизационный сбор в размере 456 000 рублей, исходя из максимальной разрешенной массы транспортного средства – 4375 кг, с применением коэффициента - 3,04. Однако, утилизационный сбор должен был быть рассчитан, исходя из фактической массы транспортного средства без учета грузоподъемности – 2210 кг, с применением коэффициента - 1,26. Переплата утилизационного сбора составила 267 000 рублей. Кудиновым А.В. во Владивостокскую таможню направлено заявление о перерасчете и возврате излишне уплаченной суммы утилизационного сбора. Решением № 93 от 22 июня 2021 года ему отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. Кудинов А.В. просил признать незаконным решение Владивостокской таможни № 93 от 22 июня 2021 года об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, возложить на Владивостокскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем зачета в счет предстоящей оплаты утилизационного сбора в размере 267000 рублей, взыскать с Владивостокской таможни государственную пошлину в размере 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Владивостокская таможня, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что 14 октября 2020 года Кудиновым А.В. на Таможенную территорию таможенного союза ввезено транспортное средство марки ..., 2016 года выпуска.
В связи с ввозом в РФ вышеуказанного транспортного средства у Кудинова А.В. возникла обязанность уплаты утилизационного сбора.
После выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой транспортного средства, Кудиновым А.В. во Владивостокскую таможню для выдачи паспорта транспортного средства (ПТС) на ввезенное транспортное средство было направлено соответствующее заявление и расчет утилизационного сбора с приложением документов, предусмотренные п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1291.
Транспортное средство включено в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Сбор рассчитан в соответствии с Постановлением № 1291, а также Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденным этим постановлением с учетом его грузоподъемности.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории № 1. При этом для определения категории транспортного средства используется, согласно формулировке Перечня, термин - «полная масса ТС».
В соответствии с примечанием 2 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси равна 150 000 рублей. Для расчета размера утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, массой не более 2,5 тонн установлен коэффициент 1,26; свыше 3,5 тонн, но не более 5 тонн установлен коэффициент 3,04.
В Российскую Федерацию Кудиновым А.В. ввезено транспортное средство ..., 2016 года выпуска, масса транспортного средства в снаряженном состоянии 2210 кг, технически допустимая максимальная масса 4375 кг.
За указанный автомобиль Кудиновым А.В. уплачен утилизационный сбор в размере 456000 рублей, исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности - 4375 кг, с применением коэффициента – 3,04.
Посчитав, что утилизационный сбор ошибочно уплачен в размере большем, чем установлено Постановлением Правительства РФ № 1291, неправильно применен коэффициент расчета, 21 июня 2021 года Кудинов А.В. обратился во Владивостокскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства.
Решением Владивостокской таможни 22 июня 2021 года № 93 отказано Кудинову А.В. в возврате излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора в сумме 267 000 рублей.
Кудинов А.В., считая такое решение незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось, при этом указал на то, что юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств. Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля. Именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея ввиду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
С учетом того, что основания для исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства с использованием коэффициента 3,04 отсутствовали, суд также пришел к выводу об излишней уплате утилизационного сбора в сумме 267 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно п. 5 ст. 24.1 указанного Закона при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 24.1 Федерального закона виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет РФ устанавливаются Правительством РФ.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее Перечень № 1291), а также размеров утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню № 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня № 1291 и примечания 6 к нему в редакции № 17 от 12.05.2020, действовавшей на дату таможенного оформления спорного товара, базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 руб.
Для указанных транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 1,26 - для транспортных средств полной массой не более 2,5 тонн и 3,04 - для транспортных средств полной массой свыше 3,5 тонн, но не более 5 тонн.
При этом из буквального прочтения положений Перечня № 1291 усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила № 1291, ни Перечень № 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного Кудиновым А.В., показатель «полная масса транспортного средства» определен неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование коэффициента 3,04 вместо коэффициента 1,26 и, как следствие, излишнюю уплату утилизационного сбора в сумме 267 000 рублей.
Таможенный орган, возражая против возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, исходил из того, что термин «полная масса», обозначенный в Перечне № 1291, конкретен, понятен и определен в нормах Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, совместного приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» как совокупность собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака.
Вместе с тем, как верно отметил суд, утвержденный Правительством РФ порядок исчисления утилизационного сбора, не содержит положений, предписывающих определять размер утилизационного сбора с учетом технической характеристики грузоподъемности в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
По смыслу Федерального закона № 89-ФЗ взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами. Уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
С учетом изложенного, вопреки доводам Владивостокской таможни, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как влияние только этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер с учетом правовой и экономической природы утилизационного сбора.
Принимая во внимание отсутствие правовых оснований для исчисления и уплаты утилизационного сбора по спорному транспортному средству с использованием коэффициента 3,04, излишнюю уплату Кудинову А.В. утилизационного сбора в сумме 267 000 рублей, суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения таможни и удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля и максимальную массу груза, водителя и топливного бака, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержит обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи