Решение по делу № 2-247/2022 (2-3552/2021;) от 10.11.2021

Дело № 2-247/2022 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года город Пермь                                 

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – ФИО6, действующего по доверенности,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» – ФИО4, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ответчикам: администрации Пермского муниципального района <адрес>, администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о взыскании выкупной цены за изымаемое аварийное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском (в редакции уточнения от ДД.ММ.ГГГГ – том 2 л.д.9) к администрации Пермского муниципального района, администрации Двуреченского сельского поселения о взыскании возмещения за аварийное жилое помещение в сумме 2 134 100 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, д. Нестюково признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения за указанное жилое помещение, стоимость убытков и сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составляет 2 134 100 рублей.

Истец ФИО2, его представитель ФИО8 в судебном заседании участия не принимали.

Ранее принимавший участие в судебных заседаниях представитель истца ФИО8 настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, считает, что причина признания дома аварийным не имеет правового значения, убытки подлежат возмещению, как и компенсация за непроизведенный капитальный ремонт. Рыночная стоимость жилого помещения должна быть определена с учетом рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным жилым домом, поскольку истец имеет право общей долевой собственности на земельный участок в силу закона.

Представитель ответчика администрации Двуреченского сельского поселения ФИО4 в судебном заседании с довода истца не согласилась, просила в заявленных требованиях отказать. Из письменного отзыва следует, что указанное жилое помещение являлось собственностью администрации Двуреченского сельского поселения на основании <адрес> «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ и Акта приема-передачи имущества в муниципальную собственность администрации Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. На данный момент все жилые помещения приватизированы и в доме муниципальной собственности не имеется. Как следует из ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на муниципальное образование, уполномоченное на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать в качестве собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда, являющегося наймодателем (т.е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Из ответа МУП МО <адрес> «ДЕЗ» следует, что по адресу: <адрес>, <адрес> в 2005 году был произведен ремонт стен и перекрытий. С сайта некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес> в Региональной программе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на плановый период с 2014 по 2044 год не значится. Администрация делает вывод, что отчисления на капитальный ремонт истцом не производились. Согласно данным технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ, часть жилого дома можно квалифицировать как блок жилого дома блокированной застройки, так как данное жилое помещение находится в пределах границ земельного участка, относящегося к части жилого дома, имеет отдельный вход/выход; имеется общая стена без проемов с соседним блоком. В многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> произошел пожар. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Основанием является ухудшение в связи с пожаром. Администрацией подана заявка на включение данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Материалы дела не содержат данных о том, что помещение, принадлежащее истцу представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, что также не усматривается в заключении межведомственной комиссии. Региональная программа по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным приостановлена. Органом местного самоуправления не принято решение об изъятии жилого дома для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения. При таких обстоятельствах у истца не может возникнуть право требовать у администрации возмещения стоимости понесенных убытков и возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение. Так как ущерб взыскивают с виновника пожара (установлено, что возгорание наблюдалось в <адрес> собственник ФИО5) к ней и должен быть предъявлен судебный иск.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, также считает администрацию Пермского муниципального района ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочия по переселению из аварийного жилья не передавались Двуреченским сельским поселением.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании участия не принимала, извещена судом надлежащим образом.

Третьи лица: МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Третье лицо Министерство строительства Пермского края в судебное заседание представителя не направило, из письменных возражений следует, что оснований для удовлетворения исковых требований в настоящее время не имеется, поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Мероприятия в виде принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрацией не приняты. В связи с этим обращение истца в суд с заявленными требованиями преждевременно и удовлетворению не подлежит. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. До настоящего времени решения об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме так же, как и решение об изъятии соответствующего земельного участка органом местного самоуправления не принималось, соглашение о выкупной цене, как и о предоставлении жилого помещения, не достигнуто. Обстоятельств, указывающих на то, что пользование жилым помещением, находящимся в доме, признанном аварийным, создает реальную угрозу для жизни и здоровья истца как собственника жилого помещения, в материалы дела не представлено. Сроки расселения определяются исходя из сформированной очередности домов, признанных аварийными и подлежащими сносу с учетом даты признания их таковыми. Для включения многоквартирного дома в региональную адресную программу на реализацию мероприятий по расселению жилищного фонда муниципальное образование направляет в Министерство строительства <адрес> заявку по форме и в сроки в соответствии с установленными требованиями.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ТУ Росимущества по <адрес> и ПАО «Российские железные дороги», о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представителей не направили.

Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчиков, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела видно, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел в собственность жилое помещение – квартиру общей площадью 34.3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (том 1 л.д.100).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности ФИО2 на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 6).

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

На основании пункта 7 указанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения не пригодным для проживания граждан является межведомственная комиссия.

По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

На основании полученного заключения, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Следовательно, принятие только Межведомственной комиссией решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не является полностью пройденной процедурой принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку для этого также необходимо вынесение органом местного самоуправления соответствующего решения.

Письмом от 03 июля 2019г. № ОР-07/1098 Государственная корпорация-Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разъяснила, что абзацем 7 пункта 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Данная норма введена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 269, которое вступило в силу с 4 апреля 2015 года. Следовательно, с момента вступления в силу данного постановления датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения, в связи с пожаром в многоквартирном жилом доме (том 1 л.д.91).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Пермского муниципального района дала ответ ФИО2 о том, что на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не состоит, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося не обращался. На территории Двуреченского сельского поселения отсутствуют свободные жилые помещения для предоставления гражданам по договору социального найма, а также отсутствует жилье маневренного фонда для временного проживания (том 1 л.д. 92).

Согласно заключению Межведомственной комиссии о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 7-8).

Данное заключение принято по результатам рассмотренных документов: технического заключения о техническом состоянии конструкций многоквартирного дома, выполненного ООО «ПК Каллистрат» и акта Межведомственной комиссии <адрес>, составленного по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.34-65).

Техническое заключение ООО «ПК Каллистрат» содержит выводы о том, что общее техническое состояние многоквартирного дома относится к категории аварийного. Техническое состояние строительных конструкций характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и угрозы обрушения основных конструкций: просадка фундамента, частичное разрушение цоколя, прогибы чердачного перекрытия с частичным обрушением и угрозой дальнейшего обрушения; обгоревшие и частично разрушенные наружные стены, полностью сгоревшая и обрушенная крыша. Исследуемый многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей здания не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровья граждан. В помещениях данного жилого дома проживание опасно, жилой дом не пригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться. Капитальный ремонт, ввиду аварийности основных несущих конструкций: фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, а также крыши, не целесообразен.

В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что жилое помещение по адресу: <адрес>, Двуреченское <адрес>, <адрес> (квартиры с 1 по 5), находится в неудовлетворительном состоянии, в разрушенном состоянии, а именно, в результате пожара повреждены огнем стены, крыша, перекрытия, полы, оконные и дверные заполнения. Данное помещение утратило признаки объекта капитального строительства и свое функциональное назначение.

Постановлением Администрации Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме, необходимо освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления. Установлен срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу – до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 68).

Указанное уведомление получено истцом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 73).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращался в администрацию Пермского муниципального района с просьбой выплатить возмещение за аварийное жилое помещение (том 1 л.д.87).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрации Пермского муниципального района истцу разъяснено о необходимости обращения в администрацию Двуреченского сельского поселения, поскольку не утверждено постановление администрации Двуреченского сельского поселения «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу» (том 1 л.д. 88).

Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее также – ЖК РФ).

Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 11 ст. 32 ЖК РФ, в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В обоснование своих доводов администрация Двуреченского сельского поселения указывает, что установленная законом процедура, предшествующая решению вопроса о предоставлении возмещения за жилое помещение, не соблюдена, решение об изъятии не принималось, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с администрации в пользу истца денежных средств.

Данный довод судом признан несостоятельным, поскольку, как разъяснено в п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017г.) несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст.32 ЖК РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с изъятием выплаты возмещения.

На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со статьёй 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 3).

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» (Район) и Муниципальным образованием «Двуреченское сельское поселение» (Поселение) заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения , согласно которому Району на основании решения Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части полномочий» передаются полномочия по решению вопроса местного значения: по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством - в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Двуреченское с/п, <адрес> (далее - Мероприятие) (пункт 1.1.). В Районе исполнителем настоящего Соглашения являются администрация Пермского муниципального района (далее - Исполнитель 1), администрация Пермского муниципального района, в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (далее - Исполнитель 2) (пункт 1.2.).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование «Пермский муниципальный район» (Район) и Муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение» (Поселение) внесли следующие изменения: в Районе исполнителями настоящего Соглашения являются администрация Пермского муниципального района в лице управления по развитию инфраструктуры и осуществлению муниципального контроля администрации Пермского муниципального района (далее - Исполнитель 1), администрация Пермского муниципального района, в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (далее - Исполнитель 2) (пункт 1.2.).

Исходя из предмета Соглашения, Району переданы полномочия переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым только до ДД.ММ.ГГГГ и по конкретным адресам. В рассматриваемом случае спорный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, полномочия по вопросам переселения граждан из аварийного жилья возложены на Муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение».

Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что на дату рассмотрения дела обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: д<адрес>, <адрес>, в том числе по выплате собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения, возникла у администрации Двуреченского сельского поселения.

В силу частей 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала производства соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья. Если собственник жилого помещения даст свое согласие на выкуп у него жилого помещения (либо предоставление иного жилого помещения) и с ним будет достигнута соответствующая договоренность, то с собственником будет заключено соответствующее соглашение об этом, на основании которого он получит причитающиеся ему денежные средства (либо иное жилое помещение). При недостижении такого соглашения заинтересованными сторонами у них возникают основания для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Соглашение между собственником жилого помещения (истцом) и органом местного самоуправления о выплате возмещения за жилое помещение не заключалось, что не отрицалось участниками процесса.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.

Согласно ответа МКУ «Управления благоустройством Пермского муниципального района» с целью реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2023 годы. Согласно Приложению 1 к указанной программе <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках Региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2023 годы (том 1 л.д. 33).

В обоснование предъявленного требования о взыскании возмещения за жилое помещение истец представил заключение эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр независимой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 1 891 104 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1 650 000 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения в размере 65 104 рубля, рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 176 000 рублей.

В связи с возражением администрации Двуреченского сельского поселения с размером рыночной стоимости имущества, определенным истцом, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная товароведческая экспертиза, порученная эксперту Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА» ФИО1 (том 1 л.д. 160-161).

Согласно заключению эксперта ООО «ЭКСПЕРТИЗА» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, рассчитанная сравнительным подходом, на дату оценки составляет 1 858 300 рублей. Рыночная стоимость жилого помещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме и доли ФИО2 в праве общей собственности на такое имущество, без земельного участка составит 1 784 000 рублей. Стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения в связи с его изъятием (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора), переезд) составляет 87 700 рублей. Рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома с учетом положений ст. 166 ЖК РФ и доли истца на оцениваемое имущество составляет 188 100 рублей.

Согласно заключению эксперта , объект оценки относится к типу жилья – дома деревянные одноэтажные расположение <адрес>. Для расчета стоимости объекта оценки взяты объекты – дома деревянные расположенные в <адрес> и приближенных по экономическим показателям. В качестве единицы сравнения по результатам анализа рынка выбрана цена 1 кв.м. общей площади (л. 20 заключения специалиста ). Экспертом использовались объекты-аналоги. В расчет стоимости возмещения убытков вошли расходы на оплату риэлторских услуг, связанных с поиском другого жилого помещения, с оформлением сопутствующих документов; стоимость возмещения убытков в связи с временным пользованием иным жилым помещением; стоимость государственной регистрации права, общий размер убытков составил 87 700 рублей. Состав, включенных в размер компенсации элементов капитального ремонта определен на основании ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Определяя размер возмещения, подлежащего выплате в пользу истца, суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется согласно установленным Законом правилам. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, изымаемое жилое помещение расположено в <адрес> года постройки.

Администрацией Двуреченского сельского поселения представлена справка Муниципального унитарного предприятия муниципального образования <адрес> «Дирекция единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> 2005 году был произведен капитальный ремонт стен и перекрытий на сумму 53 060,69 рублей (том 1 л.д. 198). При этом доказательств выполнения работ не представлено, в связи с чем суду не представляется возможным определить виды выполненных работ, относятся ли они к перечню работ, входящих в капитальный ремонт, их стоимость. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии доказательств проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Согласно техническому заключению специализированной организации, проводившей обследование <адрес>, <адрес>, шифр: 56-2021-ТЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом аварийного состояния фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, а также крыши полный физический износ, согласно Методики определения физического износа гражданских зданий, составляет более 75%. Исследуемый многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей здания не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Жилые помещения, расположенные в исследуемом жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (квартиры с 1 по 5), подлежит признать непригодными для проживания, жилой дом признать аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 34-65).

Из материалов дела следует, что договор передачи жилого помещения в собственность граждан заключен между Владельцем квартиры – Пермский муниципальный район и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановлению главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены в составе муниципальной собственности объекты, согласно прилагаемому Перечню жилых домов, передаваемых в муниципальную собственность <адрес> от Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Комитету имущественных отношений муниципального образования <адрес> предписано внести жилые дома в реестр муниципальной собственности и закрепить за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования <адрес> «Дирекция единого заказчика» на праве оперативного управления. В Перечень жилых домов, передаваемых в муниципальную собственность <адрес> от Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» входит <адрес> по адресу: <адрес>, д. Нестюково, <адрес> (том 1 л.д.133-136).

Как установлено судом жилое помещение 1959 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, в материалы дела не представлено. Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксировано, что в отношении фундамента обнаружены дефекты, свидетельствующие о недостаточной несущей способности и неравномерной осадке конструкций. Согласно техническому паспорту жилого помещения <адрес> по состоянию на 25.07.2008г. износ составлял 50% (т.1 л.д.51-52).

Тот факт, что дом признан аварийным в результате пожара не исключает возможность признания его таковым в результате ненадлежащего инженерно-технического состояния. Иного стороной ответчика не доказано.

Довод о том, что жилой дом является по своим техническим характеристикам домом блокированной застройки, в связи с чем не может быть включен в программу по капитальному ремонту, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в ЕГРН на момент рассмотрения дела жилой дом значится как многоквартирный.

По информации, предоставленной Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» целями Фонда являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края в сроки, установленные Региональной программой. Программа формируется на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, и в соответствии с ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ подлежит актуализации не реже чем один раз в год (внесение изменений в региональную программу). Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не включен в действующую редакцию Региональной программы.

Таким образом, органом местного самоуправления не исполнены возложенные на него обязанности по своевременному предоставлению сведений, необходимых для включения в Региональную программу капитального ремонта.

Довод о том, что жильцы дома не обращались в администрацию с соответствующими заявлениями, является несостоятельным.

Данные обстоятельства дают собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта, соответственно, суд включает сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену изымаемого жилого помещения.

Довод представителя администрации Двуреченского сельского поселения о том, что у ФИО2 не оформлено право собственности на земельный участок, поэтому нет оснований для включения его рыночной цены в выкупную стоимость, суд считает несостоятельным.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование), местоположение: <адрес>, в пределах которого расположен многоквартирный жилой <адрес>, <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, передан в аренду ОАО «РЖД» на 49 лет, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 168-171).

В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении возмещения за жилое помещение в него включается не только рыночная стоимость самого жилого помещения, но и рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 3 статьи 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм права, образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что, хотя земельный участок под спорным жилым домом не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, истец как собственник <адрес>, являлся также собственником доли земельного участка под домом по <адрес> в д. <адрес>.

Определяя размер возмещения за жилое помещение, судебный эксперт принял во внимание технический паспорт многоквартирного дома и выкопировку из технического плана, в которой содержатся сведения о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, выкупная цена квартиры обоснованно определена с учетом рыночной стоимости доли истца в праве на общее имущество, а именно на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом. Иных доказательств размера возмещения за жилое помещение ответчиком суду представлено не было.

Относительно доводов администрации Двуреченского сельского поселения о том, что убытки подлежат взысканию с причинителя вреда, а именно ФИО5, в квартире которой находился очаг возгорания, суд пришел к выводу об их отклонении, поскольку в рассматриваемом случае убытки подлежат взысканию в связи с изъятием жилого помещения признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Перечень убытков определен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Принимая во внимание, что фактически ФИО2, являясь собственником квартиры и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, имеет право пользования своим имуществом, после взыскания в его пользу соответствующего возмещения его право собственности прекращается, что также влечет прекращение права пользования данным имуществом, и возникновения права муниципальной собственности.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в пользу ФИО2 денежную сумму в размере 2 134 100 рублей, из них: 1 858 300 рублей рыночная стоимость жилого помещения, 87 700 рублей убытки при изъятии жилого помещения, 188 100 рублей – стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в счёт возмещения за жилое помещение - квартиру площадью 45 кв.м. (кадастровый ), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В отношении Администрации Пермского муниципального района Пермского края исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение является основанием для прекращения права собственности ФИО2 на жилое помещение – квартиру площадью 45 кв.м. (кадастровый ), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и для возникновения права муниципальной собственности на данное жилое помещение после выплаты Администрацией муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в пользу ФИО2 суммы возмещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2022 года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина

Копия верна:

Судья Е.Г. Меледина

Подлинник подшит в гражданском деле № 2-247/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2021-004773-63

2-247/2022 (2-3552/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Губин Сергей Анатольевич
Ответчики
Администрация Двуреченского сельского поселения
Администрация Пермского муниципального района
Другие
ТУ Росимущества по Пермскому краю
МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района»
Елисеева Вера Павловна
Шестаков Станислав Леонидович
ПАО «Российские железные дороги»
Министерство строительства Пермского края
Комитет имущественных отношений Администрации ПЕрмского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Меледина Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
10.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2021Предварительное судебное заседание
21.01.2022Предварительное судебное заседание
21.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Предварительное судебное заседание
26.04.2022Предварительное судебное заседание
18.05.2022Производство по делу возобновлено
18.05.2022Предварительное судебное заседание
04.07.2022Производство по делу возобновлено
04.07.2022Предварительное судебное заседание
27.07.2022Предварительное судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее