Дело (УИД) 58RS0012-01-2024-001012-52
Производство № 2-529/2024
Решение
Именем Российской Федерации
05 августа 2024 года г.КаменкаКаменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и государства к администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области о понуждении организовать прохождение диспансеризации муниципальными служащими,
установил:
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области обратился в суд с указанным иском. Мотивируя свои требования тем, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в ходе которой установлены нарушения законодательства о муниципальной службе. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.06.2024 в администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области по трудовым договорам осуществляют 2 муниципальных служащих. Администрация Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в нарушении пункта 4 части 1 статьи 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» диспансеризация муниципальных служащих администрации в 2022 году, в 2023 году, в 2024 году не проводилась.
Вышеуказанное нарушение может повлечь негативные последствия, выразившиеся в допуске к выполнению служебных обязанностей муниципальных служащих с заболеваниями, препятствующими прохождению муниципальной службы.
20.06.2024 Каменским межрайонным прокурором Пензенской области внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства, которые до настоящего времени не устранены. В связи с чем истец просит суд обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области.
В судебном заседании помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Евдокимова М.Н. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав помощника Каменского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 6, 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ), муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению определяются Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.
В силу пункта 3 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
Пунктами 5 - 8 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем). Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
Согласно пункту 17 Порядка, медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в ходе которой установлены нарушения законодательства о муниципальной службе. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.06.2024 в администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области по трудовым договорам осуществляют 2 муниципальных служащих. Администрация Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области в нарушении пункта 4 части 1 статьи 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» диспансеризация муниципальных служащих администрации в 2022 году, в 2023 году, в 2024 году не проводилась.
Не устранены указанные нарушения и на дату рассмотрения дела в суде.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией города Каменки Каменского района Пензенской области в нарушение требований Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н, обязанность по ежегодному проведению диспансеризации муниципальных служащих, не выполняется.
Организация и проведение диспансеризации муниципальных служащих действующим законодательством отнесено к компетенции представителя нанимателя (работодателя), в данном случае к компетенции администрации.
Непроведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что является недопустимым, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 указанного Закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.
При таких обстоятельствах требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области по организации и проведению диспансеризации муниципальных служащих, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На момент разрешения спора сведения о прохождении диспансеризации муниципальными служащими, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Каменского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области о понуждении организовать прохождение диспансеризации муниципальными служащими - удовлетворить
обязать администрацию Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Головинщинского сельсовета Каменского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд Пензенской области.
Председательствующий С.А.Лаврова
Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2024 года.