... № 33а-23371/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 24 декабря 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Сафина Ф.Ф.,
судей: Низамовой А.Р., Якуповой Н.Н.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Кировского района города Уфы Республики Башкортостан, апелляционной жалобе П.Р.Р. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
Административное исковое заявление Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан - удовлетворить.
Продлить срок содержания гражданина П.Р.Р., <дата> г.р., уроженца Таджикской ССР, являющегося лицом без гражданства, подлежащего депортации в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан, расположенном по адресу: <адрес>В, на срок до <дата> включительно.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока содержания подлежащего депортации гражданина П.Р.Р., <дата> года рождения, уроженца Таджикской ССР, являющегося лицом без гражданства, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан, расположенном по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации.
В обоснование административного искового заявления указано, что <дата> Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение <№> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до <дата> в отношении П.Р.Р., являющегося лицом без гражданства, осужденного <дата> Туймазинским районным судом Республики Башкортостан по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
УФМС России по Республике Башкортостан <дата> утверждено решение о депортации П.Р.Р. из Российской Федерации.
<дата> П.Р.Р. освобожден из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан по амнистии, на основании п. 5 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от <дата> <№> г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В целях исполнения требований Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сотрудники ФМС осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации.
Исполнить решение о депортации гражданина П.Р.Р. не представляется возможным ввиду отсутствия действительных документов удостоверяющих личность. В связи с отсутствием у П.Р.Р. документов, удостоверяющих личность, в Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации направлен запрос с просьбой документировать П.Р.Р. свидетельством на возвращение в Республику Таджикистан, однако до настоящего времени свидетельство на возвращение для П.Р.Р. на Родину не оформлено.
Отсутствие действующих документов, необходимых для выезда за пределы Российской Федерации исключает возможность исполнения решения УФМС России по Республике Башкортостан о депортации за пределы Российской Федерации П.Р.Р. Пребывание гражданина П.Р.Р. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района города Уфы Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что из представленного в суд первой инстанции ответа Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации от <дата> П.Р.Р. не является гражданином Республики Таджикистан. Из материалов дела следует, что определить срок депортации П.Р.Р. не представляется возможным ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица. Оснований полагать о необходимости продления срока пребывания П.Р.Р. в специальном учреждении не имеется.
В апелляционной жалобе П.Р.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Полагает, что его проживание на территории Российской Федерации не создает угрозу общественному порядку и интересам граждан Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав П.Р.Р., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Сафина А.Р., поддержавшего доводы представления, представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан А.Р.Р., действующего на основании доверенности от <дата>, полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <дата> П.Р.Р. осужден Туймазинским районным судом Республики Башкортостан по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной полонии общего режима.
<дата> распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации <№> пребывание в Российской Федерации П.Р.Р. Р.Р. признано нежелательным сроком до <дата>.
<дата> УФМС России по Республике Башкортостан утверждено решение о депортации П.Р.Р. из Российской Федерации.
<дата> П.Р.Р. освобожден из исправительной колонии.
<дата> решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан П.Р.Р. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до <дата>.
<дата> решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан П.Р.Р. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до <дата>.
<дата> решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан П.Р.Р. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до <дата>.
<дата> решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан П.Р.Р. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до <дата>.
Удовлетворяя административный иск о продлении содержания П.Р.Р. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан, суд исходил из того, что в отношении гражданина П.Р.Р. имеется решение о депортации его за пределы Российской Федерации, он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.
Как следует из материалов дела, определить срок депортации П.Р.Р. не представляется возможным ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица.
Кроме того, как следует из справки <№> от <дата>, Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации подтверждает, что П.Р.Р. не является гражданином Республики Таджикистан (л.д. 35).
Учитывая, что срок пребывания П.Р.Р. в специальном учреждении исчисляется с <дата>, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации не имеется, оснований полагать о необходимости продления срока пребывания П.Р.Р. в специальном учреждении не имеется.
Судебная коллегия полагает, что наличие распоряжения о нежелательности пребывания П.Р.Р. на территории Российской Федерации и решения о его депортации не могут служить достаточными основаниями для продления срока пребывания в спецучреждении, поскольку на момент продления срока прошло 7 месяцев и не представляется возможным определить, когда П.Р.Р. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации. Пребывание П.Р.Р. в условиях спецучреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а так же нормам международного права (статей 3, 9, 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта «а» части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года).
С учетом изложенного доводы апелляционных жалобы, представления Судебная коллегия находит заслуживающими внимание.
Таким образом, решение суда не может быть признано законным, поскольку сделанные им выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, Судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан о продлении срока пребывания П.Р.Р. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от <дата> отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан лица без гражданства П.Р.Р., <дата> года рождения, до исполнения решения о депортации, на срок до <дата> включительно, отказать.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Р. Низамова
Н.Н. Якупова