Дело № 3а-36/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Вагановой А.А,
с участием прокурора Кононенко Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-36/2020 по административным исковым заявлениям Бойцева А.И., Кострова Я.В., Шпринг М.Л., Вишневского Б.Л., Кузнецовой Е.М., Балтрукова Д.Н., Тимофеевой О.В., Бородавченко А.Ю., Кузнецова А.В., Кузнецова П.Г., Кузьминой Н.А., Михайловой И.В., Ковалева А.А. о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования»,
у с т а н о в и л :
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 октября 2019 года принят и Губернатором Санкт-Петербурга 1 ноября 2019 года подписан Закон Санкт-Петербурга №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (далее Закон).
Пунктом 1 статьи 1 этого Закона внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования», в частности в таблицу «Перечень территорий зелёных насаждений общего пользования городского значения» Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования»:
«1. В приложении 1:
позицию 1416-37 исключить;
дополнить позициями 1416-38 - 1416-43 следующего содержания:
1416-38 |
18223 |
бульвар б/н на ул.Черняховского |
0,5840 |
18-5 |
1416-39 |
18224 |
бульвар б/н по наб.Обводного кан. от Кременчугской ул. до линии Октябрьской ж.д. |
0,4860 |
18-5 |
1416-40 |
18225 |
бульвар б/н на Синопской наб. у Большеохтинского моста |
0,6060 |
18-4 |
1416-41 |
18226 |
сквер б/н у моста Александра Невского |
0,5300 |
18-4 |
1416-42 |
18227 |
бульвар б/н на Воскресенской наб. |
0,9910 |
18-3; 18-4 |
1416-43 |
18228 |
бульвар б/н на Захарьевской ул. от Литейного пр. до Потёмкинской ул. |
0,4220 |
18-3; 18-4 |
Соответствующие изменения внесены в схемы:
18-3 (территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения в границах Центрального района Санкт-Петербурга (муниципальный округ Литейный округ);
18-4 (территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения в границах Центрального района Санкт-Петербурга (муниципальный округ Смольнинское);
18-5 (территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения в границах Центрального района Санкт-Петербурга (муниципальный округ Лиговка-Ямская), являющиеся приложением 3 к Закону Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (пункт 2 статьи 1).
Данный нормативный акт 1 ноября 2019 года опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Первоначально 12 ноября 2019 года Бойцев А.И, Костров Я.В, Шпринг М.Л. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим полностью с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования».
15 ноября 2019 года в Санкт-Петербургский городской суд обратились Вишневский Б.Л, Кузнецова Е.М, Балтруков Д.Н. с аналогичным предметом административных исковых требований.
Тимофеева О.В, Бородавченко А.Ю, Кузнецов А.В, Кузнецов П.Г, Кузьмина Н.А, Михайлова И.В. 18 ноября 2019 года обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о судебной проверке этого же регионального закона на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу.
Ковалев А.А. в эту же дату обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором также просил признать недействующим полностью с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования».
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2019 года административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство (том 1, л.д.133-135).
Административное исковое заявление Бойцева А.И, Кострова Я.В, Шпринг М.Л. (том 1, л.д.4-11) мотивировано тем, что исключённая из Перечня зелёных насаждений общего пользования позиция №1416-37 (ЗНОП №18222) представляет собой сад на Неве на Смольной набережной севернее Орловской улицы, площадью 2,85 га; взамен исключённой территории в Перечень зелёных насаждений общего пользования включено шесть объектов (безымянных бульваров), общей площадью 3,62 га.
Вместе с тем, по мнению административных истцов, исключение оспариваемым Законом территории сада на Неве из перечня зелёных насаждений общего пользования нарушает установленный пунктом 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» императивный запрет; включение в Перечень зелёных насаждений общего пользования новых территорий не компенсирует уменьшение площади территорий зелёных насаждений исключением сада на Неве; более того, ввиду исключения территории сада на Неве минимальный норматив обеспеченности территориями зелёных насаждений общего пользования жителей Центрального района Санкт-Петербурга, составляющий 6 кв.м на человека, который не был соблюдён и ранее, ещё уменьшился; включённые территории в Перечень территорий зелёных насаждений общего пользования и до момента их включения входили в зелёный фонд Санкт-Петербурга, и их включение, полагают истцы, не является компенсационным озеленением.
В административном исковом заявлении Вишневского Б.Л, Кузнецовой Е.М, Балтрукова Д.Н. указано, что территории зелёных насаждений (ЗНОП №№18223-18228) по своим признакам являются территориями зелёных насаждений, выполняющих специальные функции; представляют собой защитное озеленение, расположенное в границах полос отвода автомобильных дорог; территории зелёных насаждений ЗНОП №18225, №18227 полностью, ЗНОП №18226 частично расположены в границах водоохраной зоны реки Невы; ЗНОП №№18223-18225, №18227 расположены в территориальной зоне улично-дорожной сети города; включение указанных территорий в Перечень зелёных насаждений общего пользования не повышает обеспеченность жителей Центрального района Санкт-Петербурга зелёными насаждениями общего пользования и не может служить заменой исключаемой территории - сада на Неве.
Также дополнительно административными истцами Вишневским Б.Л, Кузнецовой Е.М, Балтруковым Д.Н. указано на несоблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку инвентаризация земельных участков, включённых в Перечень зелёных насаждений общего пользования вместо исключённой территории, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга не проводилась (том 1, л.д.33-38).
Административное исковое заявление Тимофеевой О.В, Бородавченко А.Ю, Кузнецова А.В, Кузнецова П.Г, Кузьминой Н.А, Михайловой И.В. основано на аналогичных обстоятельствах и доводах; истцами сделан вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не является научно-обоснованным, не отвечает требованиям сбалансированности экологических, экономических и иных публичных интересов, нарушает требования федерального экологического законодательства в части соблюдения их прав, как жителей Центрального района Санкт-Петербурга, на благоприятную окружающую среду (том 1, л.д.57-67).
Административный истец Ковалев А.А. в своём административном исковом заявлении также ссылается на обстоятельства, аналогичные ранее изложенным (том 1, л.д.102-112).
В судебное заседание административные истцы Вишневский Б.Л, Ковалев А.А, Кузнецов П.Г. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административные истцы Бойцев А.И, Костров Я.В, Шпринг М.Л, Кузнецова Е.М, Балтруков Д.Н, Тимофеева О.В, Бородавченко А.Ю, Кузнецов А.В, Кузьмина Н.А, Михайлова И.В. в судебное заседание явились, на удовлетворении исков настаивают.
В судебное заседание также явился Чернышев В.А, действующий как представитель административных истцов: Шпринг М.Л, Бойцева А.И, Кострова Я.В. на основании доверенности от 8 ноября 2019 года, Ковалева А.А. на основании доверенности от 18 ноября 2019 года, Вишневского Б.Л. на основании доверенности от 10 декабря 2019 года, Кузнецовой Е.М. на основании доверенности от 11 декабря 2019 года, Балтрукова Д.Н. на основании доверенности от 18 ноября 2019 года, который на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивает.
Явившийся в судебное заседание административный истец Тимофеева О.В. также представляет интересы административных истцов Кузнецова П.Г, Бородавченко А.Ю, Кузнецова А.Ю, Михайловой И.В, Кузьминой Н.А. на основании доверенности от 9 ноября 2019 года.
Представители административных ответчиков, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжова Н.А, действующая на основании доверенности от 21 января 2019 года, Губернатора Санкт-Петербурга Градина А.Н, действующая на основании доверенности от 23 сентября 2019 года, Стерина О.О, действующая на основании доверенности от 23 сентября 2019 года, в судебное заседание явились, просят отказать в удовлетворении требований административных исков, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных представительному органу субъекта федерации компетенции с соблюдением порядка принятия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; представили возражения на административные иски (том 1, л.д.168-182, том 3, л.д.3-7).
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в частности, указал, что действующее законодательство Санкт-Петербурга, федеральное законодательство не исключает возможности исключения территорий зелёных насаждений из Перечня зелёных насаждений общего пользования, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»; ссылка на положения статьи 44 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подтверждает противоречия оспариваемых норм данной правовой норме; в целях поддержания благоприятной окружающей среды для жителей Центрального района Санкт-Петербурга, сохранения уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений общего пользования оспариваемым региональным нормативным правовым актом Перечень зелёных насаждений общего пользования дополнен шестью новыми территориями; статья 61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на которую ссылаются административные истцы, не предусматривает запрета на исключение территорий зелёных насаждений из состава зелёного фонда, требует соблюдения требований, изложенных в пункте 2 этой правовой нормы (в случае сноса зелёных насаждений, обусловленного отведением территории под строительство); доводы, что включённые территории в Перечень зелёных насаждений общего пользования являются территориями зелёных насаждений, выполняющих специальные функции, являются необоснованными, так как действие распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 31 августа 2019 года №206-р, которым утверждён данный Перечень, ограничено во времени (2019 год), и оно не является актом, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административных исковых заявлений, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу 4 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
В рамках реализации предоставленных полномочий принят Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», из преамбулы которого следует, что он направлен на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану и защиту зелёного фонда Санкт-Петербурга и регулирует вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учётом зелёных насаждений в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона территории зелёных насаждений подразделяются на следующие виды: территории зелёных насаждений общего пользования, территории зелёных насаждений, выполняющих специальные функции, территории защитных лесов, территории зелёных насаждений особо охраняемых природных территорий.
Территориями зелёных насаждений общего пользования являются находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелёными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц.
Перечень территорий зелёных насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга; включение территорий зелёных насаждений в перечень территорий зелёных насаждений общего пользования, внесение изменений в данный перечень в части границ и площадей территорий зелёных насаждений общего пользования, а также исключение территорий зелёных насаждений из перечня территорий зелёных насаждений общего пользования осуществляется путём внесения изменений в соответствующий закон Санкт-Петербурга (пункты 1 и 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге»).
Исходя из изложенного, оспариваемый закон Санкт-Петербурга, которым внесены изменения в перечень территорий зелёных насаждений общего пользования, принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий.
Оспариваемый Закон Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru) (том 3, л.д.58), что согласуется с нормами пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга».
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Устава Санкт-Петербурга на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 14 октября 2019 года Губернатором Санкт-Петербурга, обладающим правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, внесён проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (том 3, л.д.21-23).
Отмечено, что проект закона предварительно рассмотрен и одобрен Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно пояснительной записке, проектом предусмотрено исключение территории ЗНОП городского значения №18222 «сад на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул.» (Центральный район Санкт-Петербурга), площадью 2,85 га, из перечня ЗНОП, утверждённого Законом Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»; в случае принятия закона количество территорий ЗНОП городского значения в Санкт-Петербурге составит 2066 территорий, при этом общая площадь территорий ЗНОП городского значения составит 6 142,6949 га; реализация проекта не потребует дополнительного финансирования за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга (том 3, л.д.22 на обороте).
Как следует из заключения юридического управления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года №2226-р, при принятии настоящей поправки подлежат учёту требования пункта 9.2 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении», утверждённого приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр, пункта 3 статьи 5, пункта 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (том 3, л.д.29).
Из заключения юридического управления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 октября 2019 года №2243-юр усматривается, что в представленном проекте закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» коррупциогенный фактор не выявлен (том 3, л.д.32 на обороте).
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года принят в первом чтении (за основу) проект закона Санкт-Петербурга Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (том 3, л.д.34).
В эту же дату проведено внеочередное заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу принятия во втором чтении указанного проекта закона (том 3, л.д.49-54).
К данному законопроекту внесены 4 поправки (том 3, л.д.24-28), однако по результатам внеочередного заседания Законодательным Собранием Санкт-Петербурга данные поправки не одобрены (том 3, л.д.49-54).
30 октября 2019 года состоялось заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу принятия в третьем чтении проекта указанного закона (том 3, л.55-57).
На заседании отмечено, что по данному проекту (документ №5243) к третьему чтению поправок подано не было; результаты голосования: 38 – за, воздержались – 0, против – 9; документ №5243 принят вцелом (том 3, л.д.56), что подтверждено принятием Законодательным Собранием Санкт-Петербурга соответствующего постановления (том 3, л.д.57).
В то же время, из материалов надзорного производства №7-1948-2019 прокуратуры Санкт-Петербурга следует, что прокуратурой города на основании обращения депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А, Егорова А.Б, граждан, организовано проведение проверки по обращению о несогласии с внесением изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» в части исключения территории зелёных насаждений общего пользования городского значения №18222 «Сад на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул.» (том 2, л.д.1-2, 10).
21 ноября 2019 года заместителем прокурора Санкт-Петербурга утверждено заключение по материалам проверки по обращению депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А, Егорова А.Б, граждан, составленное 19 ноября 2019 года (том 2, л.д.112-113), из которого следует, что в отношении территории зелёных насаждений общего пользования городского значения - №18222 «Сад на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул.», площадью 2,85 га, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга организовано проведение внеплановой инвентаризации; с учётом заключения рабочей группы Комитетом по контролю за имуществом подготовлен проект закона Санкт-Петербурга, который в дальнейшем согласован с профильными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и направлен для рассмотрения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; в рамках принятого заключения подобраны 6 территорий, общей площадью 3,62 га, подлежащих включению в перечень ЗНОП городского значения, что подтверждается соответствующими актами полевых обследований и протоколом заседания рабочей группы по инвентаризации территории ЗНОП от 22 октября 2019 года №13; к проекту закона Санкт-Петербурга поданы поправки о включении потенциальных территорий ЗНОП и эти поправки фактически позволили увеличить показатель обеспеченности населения Центрального района территориями ЗНОП (с учётом ЗНОП №18222 – 4,42 кв.м/чел, с учётом принятия закона об исключении ЗНОП №18222 и включении 6 территорий обеспеченность составит 4,46 кв.м/чел); таким образом, показатель обеспеченности территориями зелёных насаждений в Центральном районе не снижен; принимая во внимание изложенное, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (том 2, л.д.112-113).
Из ответа прокуратуры Санкт-Петербурга от 22 ноября 2019 года №7-1948/2019 также следует, что нарушений при проведении инвентаризации, подготовке проекта закона не установлено (том 2, л.д.114-115).
Аналогичное обращение в прокуратуру города последовало из Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (том 2, л.д.116-124), на которое 22 ноября 2019 года дан письменный ответ, по своему содержанию аналогичный ранее указанному (том 2, лд.125-126).
На обращения граждан прокуратурой города также даны письменные ответы (том 2, л.д.127-159).
Исходя из изложенного, требования федерального и регионального законодательства в части, устанавливающей порядок внесения, рассмотрения, принятия поправок в действующий нормативный правовой акт субъекта федерации, в данном случае соблюдён; оспариваемый закон принят в соответствии с процедурой принятия законов субъекта Российской Федерации, установленной пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 31, 32 Устава Санкт-Петербурга.
Довод административных истцов о нарушении при принятии закона процедуры, установленной статьёй 1, пунктом 4 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», допускающей возможность отнесения территории к территориям зелёных насаждений общего пользования только по результатам проведения инвентаризации территории зелёных насаждений, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Так, пунктом 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» предусмотрено, что инвентаризация территорий зелёных насаждений производится, в том числе, с целью:
обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и условий жизнедеятельности, о расположении и границах территорий зелёных насаждений, объектов зелёных насаждений;
принятия решений о включении территорий зелёных насаждений в перечень территорий зелёных насаждений общего пользования и отнесения территорий зелёных насаждений общего пользования к категориям городского значения, местного значения и резерва озеленения, в перечень территорий зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), а также решений о корректировке данных перечней в части границ и(или) площадей территорий зелёных насаждений, а также об исключении территорий зелёных насаждений из данных перечней;
расчёта обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений;
установления соответствия показателей обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений минимальным нормативам обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений.
Пунктом 2 распоряжения Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от <дата> №...-р утверждён Порядок осуществления инвентаризации территорий зелёных насаждений общего пользования и создании районных рабочих групп по её проведению (далее Порядок), который в силу пункта 1.3 Порядка определяет процедуру осуществления инвентаризации территорий зелёных насаждений общего пользования с целью принятия решений о включении территорий зелёных насаждений общего пользования в перечень территорий зелёных насаждений, а также решений о корректировке данных перечня в части границ и(или) площадей территорий зелёных насаждений, а также об исключении территорий зелёных насаждений из данного перечня.
Согласно пункту 1.6 Порядка, инвентаризация осуществляется в отношении территорий районов Санкт-Петербурга один раз в год на основании приказа о проведении инвентаризации территорий зелёных насаждений Санкт-Петербурга, издаваемого Комитетом.
Порядок деятельности районных рабочих групп при осуществлении инвентаризации территорий зелёных насаждений регламентирован в разделе 2 Порядка.
Суд полагает, что процедура инвентаризации земельных участков, включённых в Перечень, а также исключённого из этого Перечня земельного участка, не нарушена.
Из протокола №11 заседания рабочей группы по инвентаризации территорий зелёных насаждений общего пользования, проведённого 1 октября 2019 года, усматривается, что решено исключить из перечня территории ЗНОП городского значения территорию №18222, сад на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул.; решено продолжить работу по подбору компенсационной территории с целью её включения в перечень территорий ЗНОП (том 3, л.д.13-16). На это заседание представлен акт полевого обследования указанной территории (том 2, лд.19-22), в котором отмечена необходимость предусмотреть возможные альтернативные участки для компенсационного озеленения в случае исключения данной территории.
В протоколе также отмечено, что территория ЗНОП городского значения №18222, сад на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул., расположена в границах двух земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 68 191 кв.м, с видом разрешённого использования: «земельные участки (территории) общего пользования)» и земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 22 810 кв.м, с видом разрешённого использования: «культурное развитие», образованные путём перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №..., №...; земельные участки договорными отношениями не обременены (том 13, л.д.13).
При этом изначально Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года №889-179 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» таблица приложения 1 указанного закона дополнена позицией №1416-24 (ЗНОП №18209) – территория сада на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул., площадью 2,85 га.
Законом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2017 года №888-165 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» из таблицы приложения 1 к данному закону исключена позиция №1416-24 (ЗНОП №18209).
На основании Закона Санкт-Петербурга от 15 марта 2019 года №98-22 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» приложение 1: после позиции 1416-36 дополнено позицией 1416-37 следующего содержания: №1416-37 (ЗНОП №18222) – территория сада на Неве на Смольной наб. севернее Орловской ул., площадью 2,85 га; соответствующие изменения также внесены в схему 18-4 территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения в границах Центрального района Санкт-Петербурга (муниципальный округ Смольнинское).
Согласно протоколу №13 заседания рабочей группы по инвентаризации территорий зелёных насаждений общего пользования от 22 октября 2019 года, решено включить в Перечень зелёных насаждений общего пользования территории по адресам:
бульвар б/н на Захарьевской ул. от Литейного пр. до Потемкинской ул., площадью 4 220 кв.м (территория включена в Перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения));
бульвар б/н на ул.Черняховского, площадью 5 840 кв.м (территория включена в Перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения));
бульвар б/н по наб.Обводного канала от Кременчугской ул. до линии Октябрьской ж/д, площадью 4 860 кв.м (территория включена в перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения)),
бульвар б/н на Синопской наб. у Большеохтинского моста, площадью 6 060 кв.м (территория включена в Перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения)),
сквер б/н у Моста Александра Невского, площадью 5 300 кв.м (территория включена в Перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения)),
бульвар б\н на Воскресенской наб., площадью 9 910 кв.м (территория включена в Перечень зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения)) (том 3, л.д.17-20).
В отношении указанных земельных участков на вышеупомянутое заседание рабочей группы по инвентаризации представлены акты их полевого обследования (от <дата> №... (том 2, л.д.44-49), от <дата> №... (том 2, л.д.55-63), от <дата> №... (том 2, л.д.64-73), от <дата> №... (том 2, л.д.74-83), от <дата> №... (том 2, л.д.84-98), от <дата> №... (том 2, л.д.99-107)).
Проведение в отношении земельных участков, в том числе исключённой территории Сада на Неве, процедуры инвентаризации, подтверждается и материалами надзорного производства №... (том 2, л.д.2-113).
Таким образом, реализованная уполномоченной районной рабочей группой процедура инвентаризации соответствует требованиям Порядка, осуществлена в установленные сроки с фактическим обследованием включённых в Перечень земельных участков в качестве компенсационных (в том числе, с отражением сведений о наличии на земельных участках деревьев и их состоянии, кустарников и травянистого покрова, графических материалов с указанием границ и общей площади территорий зелёных насаждений, данных о категории земель, принадлежности к территориальным зонам); по результатам проведения инвентаризации подготовлен проект нормативного правового акта о внесении изменений в перечень территорий зелёных насаждений общего пользования, утверждённый законом Санкт-Петербурга, как того требует пункт 2.4 Порядка.
Довод истцов, что исключение оспариваемым Законом территории сада на Неве из перечня зелёных насаждений общего пользования нарушает установленный пунктом 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» императивный запрет, основанием для удовлетворения иска не является.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 января 2014 года №8 «О Правилах охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования», под территориями зелёных насаждений понимаются территории зелёных насаждений общего пользования, территории зелёных насаждений, выполняющие специальные функции (в части уличного озеленения), территории зелёных насаждений ограниченного пользования (в части земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование санкт-петербургским государственным учреждениям). На территориях зелёных насаждений запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и нарушающая возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей (абзац четвёртый пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 января 2014 года №8).
Охрана зелёного фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зелёного фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года №153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, согласно пункту 1.1.1 которых зелёный фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озеленённые и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озеленённые территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» установлено, что хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зелёных насаждений и территорий зелёных насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
В силу пункта 4 статьи 15 этого же закона, включение территорий зелёных насаждений в перечень территорий зелёных насаждений общего пользования, внесение изменений в данный перечень в части границ и площадей территорий зелёных насаждений общего пользования, а также исключение территорий зелёных насаждений из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется путём внесения изменений в соответствующий закон Санкт-Петербурга.
Запрещается исключение территорий зелёных насаждений общего пользования из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования, а также сокращение их площади, если показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений в пределах соответствующего района Санкт-Петербурга ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений, или если предполагаемое исключение приведёт к снижению показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений до уровня ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений.
Таким образом, вопреки утверждениям административных истцов, данная норма предполагает, что исключение территорий зелёных насаждений общего пользования из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования, а равно и сокращение их численности, допускается в двух случаях:
если установленный показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений в пределах соответствующего района Санкт-Петербурга не ниже минимального предела (норматива) обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений, или
если предполагаемое исключение не приведёт к снижению указанного показателя обеспеченности до уровня ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений.
В случае соблюдения этих условий, исключение территорий зелёных насаждений общего пользования из перечня территорий зелёных насаждений общего пользования (сокращения их площади), не может быть признано незаконным.
Федеральным законодателем императивных предписаний о невозможности исключения из перечня территорий зелёных насаждений общего пользования каких-либо включённых в него территорий (либо сокращения их площади), при наличии на то объективных оснований, установленных по результатам проведённой инвентаризации и при соблюдении условий регионального законодательства в данной части, не установлено.
Исходя из этого, оснований полагать о наличии безусловного запрета на исключение земельных участков из Перечня зелёных насаждений общего пользования не имеется.
Суд также учитывает, что возможное наличие внутренних противоречий отдельных норм Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» нормам Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» не может являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку, исходя из части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов такие акты подлежат проверке только на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и применительно к процедуре их принятия, а к таким актам Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» не относится.
Кроме того, как было указано выше и следует из пункта 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» исключение территорий зелёных насаждений из перечня территорий зелёных насаждений общего пользования осуществляется путём внесения изменений в закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», что в данном случае и было сделано.
При этом суммарная площадь территорий зелёных насаждений общего пользования, включённых в Перечень оспариваемым нормативным правовым актом (более 3,62 га), больше площади исключённой территории (2,85 га), что с очевидностью не умаляет законодательную идею сохранения и развития зелёного фонда и зелёных насаждений общего пользования Центрального района Санкт-Петербурга.
То обстоятельства, что оспариваемым законом не обеспечен показатель минимальной нормативной обеспеченности жителей Центрального района Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений общего пользования, которая составляет 6 квадратных метров на человека (абзац второй пункта 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге»), само по себе не свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого закона и его несоответствии правовым актам, имеющим большую юридическую силу, которыми такой норматив не установлен.
Суд также принимает во внимание, что в Центральном районе Санкт-Петербурга имеются территории общего пользования, занятые зелёными насаждениями, но не имеющими статуса территорий зелёных насаждений общего пользования, ввиду их отнесения к объектам федерального значения, в частности Летний Сад (12 га), Михайловский сад (9,4 га), Метрополичий сад (7,9 га), площади которых не учитываются при расчёте показателя обеспеченности жителей Центрального района Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений общего пользования. С учётом указанных территорий фактическая обеспеченность жителей Центрального района Санкт-Петербурга территориями зелёных насаждений составляет 5,5 кв.м на человека (том 2, л.д.184).
Доводы о несоответствии оспариваемого закона требованиям статей 44, 61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не являются основаниями для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку упомянутые номы федерального законодательства не регулируют вопросы включения и исключения территорий зелёных насаждений из перечня территорий зелёных насаждений общего пользования.
В таких обстоятельствах, суд полагает, что справедливый баланс между общественными, публичными интересами при исключении территории зеленых насаждений из соответствующего Перечня и включении новых территорий зелёных насаждений общего пользования городского значения в этот Перечень органами публичной власти является достигнутым и не нарушающим справедливое равновесие.
Таким образом, поскольку доводы о несоответствии оспариваемого закона законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нашли своего подтверждения; процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена; оснований для удовлетворения заявленных административных исков не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых заявлений Бойцева А.И., Кострова Я.В., Шпринг М.Л., Вишневского Б.Л., Кузнецовой Е.М., Балтрукова Д.Н., Тимофеевой О.В., Бородавченко А.Ю., Кузнецова А.В., Кузнецова П.Г., Кузьминой Н.А., Михайловой И.В., Ковалева А.А. о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года №535-115 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», - отказать.
Возложить на губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: