Решение по делу № 33-951/2019 от 17.01.2019

Судья Магомедов И.М.

Дело г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 18 февраля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики

Дагестан в составе:

председательствующего – М. А.М.,

судей - Гебековой Л.А., Багаутдиновой Ш.М.,

при секретаре судебного заседания- Алиеве А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца М. М.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований М. М. С. к ответчикам Минфину России, Управлению МЧС Россини по РД Правительству РД, а также к Администрации MP «Карабудахкентский» о взыскании с ответчиков компенсационных выплат в порядке, установленном Правительством РФ за причиненный истцу в результате террористического акта в сумме 1 121 058 рублей, отказать».

Заслушав доклад судьи Гебековой Л.А., выслушав объяснения М. М.С., просившего решение суда отменить, представителя Правительства РД по доверенности Джалилова Н.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

М. М.С. обратился в суд с иском к ответчикам к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению МЧС России по РД Правительству РД, а также к Администрации MP «Карабудахкентский» о взыскании с ответчиков компенсационных выплат в порядке, установленном Правительством РФ за причиненный истцу в результате террористического акта в сумме 1121 058 рублей.

Иск обоснован тем, что <дата>г. примерно в 12 часов 30 минут сотрудниками СОБР МВД по РД и ОМОН-2 МВД по РД, специальным подразделением ФСБ России, сотрудниками ОМВД России по <адрес> в домовладение принадлежащем М. М. С., расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, Садовое товарищество «ДОКТОР» 69 «б» (окраина поселка Н.Хушет так называемые Чохские земли <адрес>) был заблокирован преступник вооруженный огнестрельным автоматическим оружием, пытавшийся скрыться после совершения ранее убийства сотрудника Северокавказской железной дороги в п. Н.Хушет.

В результате специальной контртеррористической операции сотрудниками правоохранительных органов ответным огнем из автоматического оружия разного калибра, гранатометов, был ликвидирован заблокированный преступник. В результате этой спецоперации его дому нанесен значительный ущерб.

Нанесенный ему ущерб является значительным. Имея трех <.> детей и жену, которая не работает, у него нет возможности отремонтировать эти разрушения своими силами.

По данному факту возбуждено уголовное дело от 07.11.2015г. Истцом было подано 01.12.2015г. заявление в администрацию <адрес> для компенсационных выплат в связи КТС, но было отказано 15.01.2016г. в связи с тем, что его не признали потерпевшим на тот период времени.

После признания 07.05.2016г. М. М.С. потерпевшим, им повторно 27.05.2016г. были поданы документы в администрацию <адрес> для сбора ими всех необходимых документов на осуществление ему компенсационных выплат.

После обращения в администрацию <адрес> для составления документов на получение бюджетных ассигнований для проведения аварийно- восстановительных работ, главной задачей было составление Акта сметной стоимости причиненного ему ущерба, несмотря на неоднократные обращения, администрацией MP «<адрес>» документы в МЧС Дагестана официально представлялись 30.08.2016г. и 09.01.2017г. Письмами МЧС Дагестана от 11.10.2016г. и 18.01.2017г. документы были возвращены в администрацию района на доработку с замечаниями. Также он неоднократно обращался к руководителю отдела ГО и ЧС, который работал со сметой, предлагая им повторно произвести замеры дома после первого возврата документов в октябре 2016 г.

На заявление истца в МЧС по РД от <дата> о причинах неоднократного возврата документов на исправление в MP «<адрес>» получил ответ в конце мая месяца 2017г., что документы представлялись официально 30.08.2016г. и 09.01.2017г. и возвращены письмами МЧС по РД от 11.10. 2016г. и 18.01.2017г. из-за многочисленных ошибок, в том числе многочисленных грамматических ошибок.

Его заявление от 27.07.2017г. в администрацию «<адрес>» для исправления их ошибки насчет высоты дома и соответственно объемов работы остались без ответа.

В соответствии с заключением экспертизы от 29.января 2016г. за (3604)/2-1 по уголовному делу, стоимость ремонтно-восстановительных работ составляет 118839 рублей в базисных ценах 2001г.

27.06. 2018г. истцу администрацией MP «<адрес>» были возвращены копии его документов (вместо оригиналов), с письмом от 16.05.2018г , где ему отказано в обоснованном выделении бюджетных ассигнований на восстановительные работы дома с рекомендацией обратиться в суд, несмотря на то, что официальным письмом Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации (ФСБ России) от 14.09.2017г. подтверждает Факт повреждения домостроения, в результате проведенной <дата>г. контртеррористической операции.

На основании изложенного просит суд взыскать сметную стоимость строительно-монтажных работ на период 2<адрес>., расходы на дорожные затраты в сумме 10 000рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей. Всего

1121058рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец М. М.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом неправильно определены юридические значимые обстоятельства дела. Его исковые требования о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате проведения спецоперации, основаны на его конституционных правах, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении его исковых требований, является необоснованным и незаконным.

Выводы суда о том, что ущерб истцу может быть возмещен только в порядке, предусмотренном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. , действовавшего в период повреждения и утраты его имущества, и Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г., действующего в настоящее время, а также, что иного порядка возмещения ущерба, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, Правительством РФ не предусмотрено, являются необоснованными.

В суде первой инстанции, не оспаривалось то обстоятельство, что вред его имуществу был причинен в результате проведения специальной операции, что подтверждается материалами уголовного дела.

Имущественный вред, причиненный ему, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Судом не отмечено несоблюдение уполномоченными органами требований действующего законодательства, в частности ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006г. ФЗ «О противодействии терроризму», в связи с чем выводы суда являются необоснованными. Избранный им способ защиты нарушенного права не противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В соответствии с ч. 3 ст. 1064 ГК РФ, вреда, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ « О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в частности: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4; развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки); оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека); (пл. "в, г, д," п. 3 Правил).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).

Обращения, предусмотренные п. п. 5 и б настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).

Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (пп. "в" п. 9 Правил).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.

Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.

Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями; факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 10).

Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы:

по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, -заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, предусмотренная приложением N 6 к настоящим Правилам;

по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил: список граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, предусмотренный приложением N 7 к настоящим Правилам; сводные данные о количестве граждан, находившихся в пунктах временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 8 к настоящим Правилам; по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил:

заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам;

список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренный приложением N 12 к настоящим Правилам (пл. "и, к, л п. 11).

Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 12).

Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, М. М.С. в обоснование заявленных требований указал, что <дата>г. примерно в 12 часов 30
минут сотрудниками СОБР МВД по РД и ОМОН-2 МВД по РД специальным
подразделением ФСБ России, сотрудниками ОМВД России по <адрес> в домовладение принадлежащем истцу М. М.С. расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, садовое товарищество «ДОКТОР» 69б был заблокирован преступник вооруженный огнестрельным автоматическим оружием, пытавшийся скрыться после совершения ранее убийства сотрудника Северокавказской железной дороги в п. Н Хушет.

В результате специальной контртеррористической операции сотрудниками правоохранительных органов ответным огнем из автоматического оружия разного калибра, гранатометов, был ликвидирован заблокированный преступник, кроме того, повреждения получили, в том числе и дом, принадлежащий истцу.

Из материалов дела усматривается, что истец обращался в администрацию MP «<адрес>» с заявлением об осуществлении компенсационных выплат за ущерб, причиненный в результате пресечения террористического акта от <дата>.

К моменту обращения в администрацию района истцом М.м М.С. не были представлены все необходимые документы, среди представленных документов отсутствовали постановление о признании М. М.С. потерпевшим в результате проведения контртеррористической операции, правоустанавливающие документы на домостроение, а также другие документы. В связи с указанным, оснований для обращения в Правительство Республики Дагестан о возмещении ущерба не имелось, о чем и был извещен М. М.

<дата>, т.е., по истечении 6 месяцев после завершения КТО, получив постановление о признании его потерпевшим, М. М.С. повторно обратился в администрацию муниципального района.

Комиссией по ЧС и ОПБ района было решено подготовить проект распоряжения о создании комиссии для определения степени утраты имущества обратившегося и по результату осмотра составить акт обследования и смету на проведение аварийно-восстановительных работ. При необходимости, в соответствии с законодательством, обратиться в Правительство Республики Дагестан об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества. Отделом по делам ГО и ЧС района были подготовлены документы, обосновывающие причиненный ущерб и представлены в Главное Управление МЧС России по РД. Однако, поданный материал с сопроводительным письмом от 11.10.2016г. был возращен в связи с истечением трехмесячного срока после завершения контртеррористической операции, установленного Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. ) для обращения в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий КТО.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 35 "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ущерб, нанесенный при указанных обстоятельствах, подлежит взысканию в соответствии с ФЗ "О противодействии терроризму".

Вышеуказанный порядок государственных компенсационных выплат регламентирован Правилами Постановлением Правительства РФ от <дата> N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

В соответствии с данными Правилами Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданское обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 260.

Обязанность государства по выплате подобного рода компенсаций возникает только при условии соблюдения надлежащей процедуры и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и ТА

Судом установлено, что Махмудов М.С. не предпринял меры к своевременному обращению в соответствующие компетентные государственные органы за получением государственных компенсационных выплат регламентированные Правилами Постановлением Правительства РФ от <дата> N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Не устранив допущенные при представлении необходимых документов в МЧС по РД нарушения, истец обратился в суд с иском о взыскании материального вреда с Минфина РФ и других ответчиков.

При изложенных обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом не соблюден установленный порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террориста.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нормы процессуального права судом не нарушены, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи

33-951/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее