Решение по делу № 2-2353/2024 от 22.04.2024

Дело №2-2353/2024

УИД 55RS0007-01-2024-003018-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                18 июня 2024 года

    Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рерих Ю.С., при секретаре судебного заседания Пировой Я.О., с участием истца Смирнова В.С., представителя истца – Зориной А.А., представителя ответчика Каленник О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Виктора Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о назначении страховой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

    Смирнов В.С. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что 24.03.2006 ему назначена страховая пенсия в связи с работой в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Пенсия была назначена с учетом районного коэффициента – 1,2. Сотрудник пенсионного фонда при оформлении пенсии, пояснил ему, что указанный коэффициент применен поскольку им не достигнут возраст 55 лет, указал на необходимость обратиться за перерасчетом назначенной пенсии после достижения возраста 55 лет – в 2008 году.

    С 01.08.2008 на основании его заявления произведен перерасчет назначенной пенсии с повышенным отношением заработка с коэффициентом 1,7.

    20.01.2024 истец обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о разъяснении ему причин, по которым перерасчет пенсии с коэффициентов 1,7 произведен с 01.08.2008, а не с 24.03.2006 (с даты назначения пенсии).

    27.03.2024 ОСФР по Омской области подготовило и направило в его адрес ответ, согласно которому перерасчет назначенной ему пенсии произведен в соответствии с действующим законодательством, с учетом коэффициента 1,7.

    Полагая, что коэффициент 1,7 должен был быть применен с 24.03.2006, истец обращается в суд и просит обязать ответчика установить размер повышенного коэффициента 1,7 с даты назначения ему пенсии с 24.03.2006 по 01.08.2008г.

    В судебном заседании истец Смирнов В.С. исковые требования поддержал, просил обязать ОСФР по Омской области назначить ему пенсию с учетом повышенного коэффициента 1,7 с 24.06.2006г.

    Представитель истца – Зорина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

    Представитель ответчика – по доверенности Каленник О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, что до достижения истцом возраста 55 лет, коэффициент 1,7 применению не подлежал.

    Проверив доводы истца, выслушав стороны, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ), целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФР в Черлакском районе Омской области №174 от 07.04.2006 истцу Смирнову В.С. с 24.03.2006 назначена пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении страховой пенсии применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,2 (л.д. 51, 53).

Согласно распоряжению ГУ-УПФ в Черлакском районе Омской области от 25.07.2008 истцу с 01.08.2008 произведен перерасчет назначенной пенсии, при котором применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,7 (л.д. 101, 102).

С 1 января 2023 г. в результате реорганизации Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), соответственно с 1 января 2023 г. правопреемником государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ОСФР по Омской области).

В информационном письме ОСФР по Омской области от 06.02.2024, направленного в адрес истца, ему разъяснено, что с 24.03.2006 он является получателем пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ; приведены периоды, включенные в его трудовой стаж, приведен расчет размера назначенной пенсии. Указано на применение отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране 1,2.Также сообщено, что на дату назначения пенсии право на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 у истца отсутствовало, поскольку районный коэффициент в месте работы истца (город Новый Уренгой) составляет 1,5. (л.д. 38-40).

В информационном письме от 27.03.2024 на повторное обращение истца приведены аналогичные доводы (л.д. 42-43).

Не согласившись с указанными разъяснениями, а также действиями ОСФР по Омской области, истец обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика назначить ему пенсию с 24.03.2006 с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

Разрешая заявленные истцом сведения, суд исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №173) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

По общему правилу, предусмотренному статье 7 Федерального закона №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

- не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

- не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

- не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства следует, что право на применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 у лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникает не ранее достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, при наличии у них соответственно, вышеприведенной продолжительности страхового и специального стажа, а также при условии их проживания в указанных местностях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 24.06.2006 при назначении истцу пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, необходимая продолжительность страхового стажа у него имелась, при этом, истец на момент назначения ему пенсии, не достиг возраста 55 лет. Справку о том, что по состоянию на 31.12.2001 он проживал в районе Крайнего Севера, истец представил ответчику в июле 2008 года, когда обратился за перерасчетом ему назначенной пенсии (л.д. 103-104, 105).

По запросу суда ОСФР по Омской области сообщило, что при назначении пенсии истцу не было применено повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, предусмотренное п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ, в связи с тем, что в распоряжении ОСФР по Омской области документов, подтверждающих факт постоянного его проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях по состоянию на 31.12.2001, не имелось.

На дату назначения пенсии истец не достиг возраста 55 лет, указанного возраста он достиг 22.05.2008.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона №173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа следующего за месяцем, в котором принято решение о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения. Заявление о перерасчете пенсии с документом, подтверждающим факт проживания в районе Крайнего Севера по состоянию на 31.12.2001, истцом представлено 21.07.2008. Распоряжение о перерасчете назначенной истцу пенсии принято 25.07.2008, перерасчет произведен с 01.08.2008г., отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 применено.

Учитывая обстоятельства, установленные судом в ходе судебного разбирательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Смирновым В.С. исковых требований.

Вопреки доводам истца, на дату назначения ему пенсии (24.03.2006), у ответчика отсутствовали основания для применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, поскольку, истец на момент назначения ему пенсии не достиг возраста 55 лет.

Что касается доводов истца о том, что ответчик на дату назначения ему трудовой пенсии располагал информацией о его месте регистрации и проживания на территории Крайнего Севера по состоянию на 31.12.2001, судом отклоняются и во внимание не принимаются, поскольку надлежащими доказательствами не подтвержден.

Тот факт, что истец, обращаясь в 2006 году за назначением ему трудовой пенсии по старости, наряду с паспортом, выданным ему 12.08.2003, предъявил копию паспорта гражданина СССР, где имелись сведения о его месте регистрации на дату 31.12.2001, не может свидетельствовать о наличии таких сведений у ответчика.

В связи с выдачей истцу паспорта гражданина РФ 12.08.2003, прежний паспорт был у него изъят, а предъявляемая его ксерокопия не является надлежащим доказательством, свидетельствующим о регистрации и проживании истца по состоянию на 31.12.2001 в районе Крайнего Севера.

Справка УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о месте регистрации проживании истца по состоянию на 31.12.2001 в г. Новый Уренгой, была выдана истцу 22.03.2008 и предъявлена им ответчику при подаче заявления о перерасчете пенсии 21.07.2008г.

Таким образом, суд не усматривает нарушений прав истца на пенсионное обеспечение в полном объеме со стороны ответчика, в связи с чем, приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Смирнова Виктора Сергеевича о назначении страховой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.

Мотивированное решение составлено 21 июня 2024 года.

Судья                                        Ю.С. Рерих

2-2353/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Виктор Сергеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Рерих Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2024Подготовка дела (собеседование)
22.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее