ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2023 года по делу № 33-5126/2023
Судья в 1-й инстанции Пронин Е.С.. дело № 2-168/2023
УИД 91RS0002-01-2022-004085-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Гоцкалюка В.Д. |
Судей | Калюбиной А.Г. |
Паниной П.Е. | |
при секретаре | Петровой А.А. |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора города Евпатории, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, третьи лица: Совет министров Республики Крым, Администрация города Евпатории Республики Крым, Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Администрация города Саки Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, Государственное казенное учреждение «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым», о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционному представлению Прокуратуры города Евпатории на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 января 2023 года,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора г. Евпатории обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, третьи лица: Совет министров Республики Крым, Администрация города Евпатории Республики Крым, Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Администрация города Саки Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, Государственное казенное учреждение «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым», в котором с учетом дополнения заявленных требований (л.д. 210-211, Т.2), просит: возложить на Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» обязанность выполнить капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым выделить денежные средства Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» для проведения капитального ремонта водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория.
Заявленные требования мотивированы тем, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19.09.2018 года № 536-А Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» определено как гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установлены зоны ее деятельности на территориях муниципальных образований Республик Крым. В соответствии с положениями п. 1.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 27.11.2014 года, ГУП РК «Вода Крыма» является коммерческой организацией, органом, осуществляющим полномочия собственника является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. П. 1.4 Устава установлено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. Согласно п. 2.3 Устава, основными направлениями деятельности Предприятия является централизованное водоснабжение и водоотведение; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация сетей и сооружений водопровода и канализации, ремонт оборудования, техники и других основных средств. Согласно информации, предоставленной ГУП РК «Вода Крыма» от 29.04.2022 года, от колодца с. Владимировка (Сакский район) до камеры переключения СПТУ г. Евпатория имеются две нитки водовода: «старая линия» введенная в эксплуатацию в 1969 году, Дм 820 мм, материал сталь, а также чугун, протяженностью 41,6 км; «новая линия» введенная в эксплуатацию в 1989 – 1991 годах, Дм 1020 мм, материал сталь, железобетон, а также чугун, протяженностью 43,3 кв.м. В процессе длительной эксплуатации водоводов износ стальных труб составил более 90 %. В 2021 году на магистральном участке водовода от колодца с. Владимировка до камеры переключения СПТУ г. Евпатория было зафиксировано 26 аварий, а статистика повреждений на водоводе за 7 лет составила 461 аварию. Согласно инвентаризации объектов, вышеуказанный водовод делится на 6 линейных участков и находятся на балансе Евпаторийского филиала ГУП РК «Вода Крыма».
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 января 2023 года в удовлетворении иска – отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Евпатории просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое об удовлетворении иска в полном объеме. Обжалуемое решение считает незаконны и необоснованным.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
Из материалов дела следует, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19 сентября 2018 года № 536-А ГУП РК «Вода Крыма» определено как гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установлены зоны ее деятельности на территориях муниципальных образований Республики Крым.
В соответствии с положениями пункта 1.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 27 ноября 2014 года, ГУП РК «Вода Крыма» является коммерческой организацией; органом, осуществляющим полномочия собственника является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Пунктом 1.4 Устава установлено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Согласно пункту 2.3 Устава, основными направлениями деятельности Предприятия является централизованное водоснабжение и водоотведение; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация сетей и сооружений водопровода и канализации, ремонт оборудования, техники и других основных средств.
Согласно информации, предоставленной ГУП РК «Вода Крыма» от 29 апреля 2022 года, от колодца с. Владимировка (Сакский район) до камеры переключения СПТУ г. Евпатория имеются две нитки водовода: «старая линия» введенная в эксплуатацию в 1969 году, Дм 820 мм, материал сталь, а также чугун, протяженностью 41.6 км; «новая линия» введенная в эксплуатацию в 1989 – 1991 годах, Дм 1020 мм, материал сталь, железобетон, а также чугун, протяженностью 43.3 кв.м.
В процессе длительной эксплуатации водоводов износ стальных труб составил более 90 %.
В 2021 году на магистральном участке водовода от колодца с. Владимировка до камеры переключения СПТУ г. Евпатория было зафиксировано 26 аварий, а статистика повреждений на водоводе за 7 лет составила 461 аварию.
Согласно инвентаризации объектов, вышеуказанный водовод делится на 6 линейных участков и находится на балансе Евпаторийского филиала ГУП РК «Вода Крыма», что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 14 июня 2022 года № 6997/02-08/1 в Министерство поступило обращение ГУП РК «Вода Крыма» об инициировании включения объекта «Капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъема г. Евпатория» в государственную программу. В настоящее время рассматривается вопрос о включении объекта Капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъема г. Евпатория» в государственную программу.
В соответствии с ответом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 27 сентября 2022 года № 01-15/16974/2 объект «Капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъема г. Евпатория» не включен в адресную инвестиционную программу.
Согласно ответу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 26 октября 2022 года № 577/07-08 в Комитете отсутствуют сведения о включении объекта «Капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъема г. Евпатория» в производственную программу.
Согласно информации, предоставленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в тариф на водоснабжение, утвержденный Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 49/21 «Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП РК «Вода Крыма на 2021 – 2023 годы», не включены траты на капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъема г. Евпатория.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 18 мая 2023 года утверждена Региональная программа Республики Крым по модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023-2027 годы, которая в свою очередь частично содержит в себе и указанные участка водовода.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10, части 5 статьи 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций; разрабатывать производственные программы на срок действия регулируемых тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 также утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила разработки производственных программ). Данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (далее соответственно регулируемые организации, производственные программы), требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
Согласно пункту 4 Правил, в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.
По делу установлено, что ответчиком не представлено относимых и допустимых и достаточных доказательств того, что в результате проведенных ими работ был снижен уровень износа водопроводных сетей.
Таким образом, непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене аварийного участка сетей водоснабжения и водоотведения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц – пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг.
Отсутствие надлежащего финансирования на выполнение ремонтных работ не может служить основанием для отказа в иске, не должно влиять на соблюдение прав неопределенного круга лиц на получение качественных услуг по водоснабжению и водоотведению, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства.
Доводы представителя ответчика о том, что производственная программа, действующая в настоящее время, не содержит перечень объектов подлежащих капитальному ремонту, а лишь содержит сумму, на которую указанный капитальный ремонт должен быть произведен, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска. Осуществление капитального ремонта на иных сетях водопроводов не может служить основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска, в рамках рассмотрения которого установлена необходимость проведения капитального ремонта.
Производство капитального ремонта указанных ниток водовода, является социально значимым, в 2023 году в результате очередной аварии на данном водоводе была объявлена чрезвычайная ситуация, более 120 000 человек оставались без воды.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на ответчика следует возложить обязанность организовать выполнение работ по капитальному ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 3.1.9 Положения О министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Министерство готовит предложения к проекту бюджета Республики Крым, участвует в процессе формирования межбюджетных отношений для эффективного выполнения полномочий органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым организует исполнение бюджета Республики Крым в пределах компетенции.
Из пункта 3.1.14 Положения следует, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств Республики Крым, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Также из пункта 2.1.20 указанного Положения Министерство обеспечивает совершенствование системы водо- и теплоснабжения населенных пунктов Республики Крым на основе мер и требований законодательных, нормативных правовых и технических принципов в вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности, существующих схем водо- и теплоснабжения населенных пунктов.
Таким образом требования о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности профинансировать Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» для проведение капитального ремонта водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория также подлежат удовлетворению.
На основании пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2022 года – отменить, принять по делу новое решение, которым иск заместителя прокурора города Евпатории, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» выполнить капитальный ремонт водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу;
Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность профинансировать Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» для проведение капитального ремонта водовода от Ивановского и Чеботарского водозаборов до НС II-го подъёма г. Евпатория.
Председательствующий Гоцкалюк В.Д.
Судьи Калюбина А.Г.
Панина П.Е.