Решение по делу № 2-103/2021 от 23.03.2021

Дело № 2 – 103/2021
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
п. Сернур                                           12 мая 2021 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием представителя истца Рукавишникова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рукавишникова ФИО13 к администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Рукавишников А.О. обратился в суд с иском к администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указывая, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Его родителями являлись ФИО14., ФИО15. ФИО16. умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Решением Куженерского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17. лишен родительских прав в отношении истца, оставив его на воспитание в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником <данные изъяты>. Ему не было предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства и он вернулся в неблагоустроенное жилое помещение к родной тете ФИО18. по адресу: <адрес>. Постановлением Марисолинской сельской администрации МО «Марисолинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № 1 он признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет, как сирота. Его поставили в общую очередь № 1. Полагает, что после окончания образовательного учреждения ответчик обязан был предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было. Решением управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ № 1146 истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договору найма специализированных жилых помещений в связи с тем, что порядок исключения из списка по предыдущему месту жительства в связи со сменой места жительства в Республике Марий Эл не принят. В 2017 году прописался по адресу: <адрес> 5. До настоящего времени ответчиком ему не предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленной норме предоставления. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет. Просит обязать администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета МО «Сернурский муниципальный район», поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл на основании Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл указывает, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Сернурскому муниципальному району в соответствии с постановлением администрации Сернурского муниципального района от 13 апреля 2018 года № 136, числится в списке под номером 26. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в бюджете Республики Марий эл в виде субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов. Сернурскому муниципальному району на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной выше категории на 2021 год распределены субвенции, предоставляемые и республиканского бюджета, в размере 1368606 рублей 01 копейка, что позволит в 2021 году приобрести одно жилое помещение для детей-сирот. Учитывая, что исполнение бюджета должно осуществляться строго в соответствии с бюджетным законодательством, администрация Сернурского муниципального района не имеет возможности изыскать средства для приобретения жилья в большем объеме, чем выделено в текущем финансовом году, свободных специализированных жилых помещений не имеется. Просят в удовлетворении исковых требований Рукавишникова А.О. отказать.

В судебном заседании 23 апреля 2021 года истец Рукавишников А.О. исковые требования поддержал, просил обязать администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пояснил, что был поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по территории Сернурского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ. С конца ДД.ММ.ГГГГ до достижения 18-летнего возраста состоял на учете как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в администрации Марисолинского сельского поселения <адрес>. На тот момент дом в <адрес> пришел в негодность, стал ветхим, сгнил, в нем нельзя было проживать. Был зарегистрирован по адресу: <адрес>, у двоюродной сестры. В <адрес> зарегистрирован у дальней родственницы. Другого жилого помещения на праве собственности, на основании договора социального найма не имеет. В настоящее время проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем его супруге ФИО7, с которой зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание 12 мая 2021 года истец Рукавишников А.О. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Рукавишников А.И. в судебном заседании исковые требования Рукавишникова А.О. поддержал по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представители третьих лиц Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства финансов Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения стороны истца, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 п. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 п. 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 п. 1).

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предписано, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в этом пункте, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка-сироты в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п. 1 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З) Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими (далее - отдельные государственные полномочия), включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З).

В силу п. 4 ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рукавишников А.О. родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО4, отцом – ФИО5

ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти .

Решением Куженерского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишен родительских прав в отношении сына Рукавишникова А.О. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер (свидетельство о смерти ).

Таким образом, Рукавишников А.О. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из справки отдела образования администрации Сернурского района от ДД.ММ.ГГГГ, Рукавишников А.О., воспитывающийся в <данные изъяты>, взят на учет отделом образования как сирота, не имеющий жилого помещения, в связи с тем, что жилье его родителей из-за ветхости не пригодно для проживания.

На основании постановления Марисолинской сельской администрации МО «Марисолинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ сирота Рукавишников А.О., проживающий по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в общую очередь № 1, что также подтверждается журналом постановки на учет граждан на улучшение жилищных условий по Марисолинской сельской администрации.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет истец в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно справке от 07 марта 2017 года, выданной Марисолинской сельской администрацией МО «Марисолинское сельское поселение», в архиве администрации акты обследований, решения, протокола жилищных условий за 2001 год не сохранились.

В соответствии со справкой от 03 июня 2015 года, выданной Марисолинской сельской администрацией МО «Марисолинское сельское поселение», Рукавишников А.О. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после смерти матери ФИО4 проживал с родными в <адрес>, в настоящий момент в <адрес> жилого дома нет, так как разобрали из-за ветхости на дрова, невостребованную землю передали в сельский совет.

Как следует из справки ГБУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справки ГБУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справки ГБПОУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Рукавишников А.О. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, по окончании 9 класса в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> .

С 11 августа 2017 года Рукавишников А.О. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как следует из ответа Собрания депутатов МО «Сернурский муниципальный район» от 11 июня 2015 года , Рукавишников А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Вопрос о предоставлении жилого помещения будет решен по мере поступления денежных средств в виде субвенции району на приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12 апреля 2018 года Рукавишников А.И., действуя в интересах Рукавишникова А.О. по доверенности, обратился в администрацию МО «Сернурский муниципальный район» с заявлением о включении Рукавишникова А.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений.

Из акта комиссии по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проживание Рукавишникова А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно, согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилищного фонда МО «Марисолинское сельское поселение» от 12 марта 2001 года № 1 жилое помещение по указанному адресу не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и непригодно для дальнейшего проживания (подп. 2 п. 2 ст. 1 Закона Республики Марий Эл ).

Решением комиссии по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ Рукавишников А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением главы администрации Сернурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Рукавишников А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Ответом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 19 апреля 2021 года подтверждается, что Рукавишников А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по Сернурскому муниципальному району.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Сернурскому муниципальному району, Рукавишников А.О. указан под номером 26.

Таким образом, истец относится к числу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в установленном порядке признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, включен в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

То обстоятельство, что Рукавишников А.О. включен в вышеуказанный список лишь в апреле 2018 года, не свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления ему специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку ранее согласно справке отдела образования администрации Сернурского района от ДД.ММ.ГГГГ Рукавишников А.О. был взят на учет отделом образования как сирота, не имеющий жилого помещения, в связи с тем, что жилье его родителей из-за ветхости не пригодно для проживания, в последующем ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет на улучшение жилищных условий как сирота.

Из материалов дела следует, что какого-либо жилого помещения на праве собственности или ином праве истец не имеет, проживание Рукавишникова А.О., в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно. Доказательств, опровергающих данные юридически значимые обстоятельства, ответчиком не представлено.

Как следует из записи акта о заключении брака от 12 марта 2021 года, Рукавишников А.О. состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, которой на праве собственности принадлежит комната, назначение: жилое, общей площадью 12,8 кв.м, по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приобретено супругой истца в 2015 году, то есть до вступления в брак, является собственностью ФИО8, права на имущество, принадлежащее супруге до брака, истец не имеет.

То обстоятельство, что Рукавишников А.О. является членом семьи собственника указанного жилого помещения, не устраняет его нуждаемость в жилом помещении, определяемую в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и Законом Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З, поскольку как установлено судом на каждого члена семьи приходится менее 6,4 кв.м, то есть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленных на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и на территории Сернурского муниципального района (постановление главы администрации города Йошкар-Олы от 09 июня 2005 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» и решение собрания депутатов МО «Сернурский муниципальный район» от 27 апреля 2005 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» соответственно), что свидетельствует о невозможности проживания Рукавишникова А.О. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Указанное свидетельствуют о том, что истец не обеспечен жилым помещением.

Кроме того, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение специализированного жилищного фонда путем заключения соответствующего договора найма ответчиком истцу до настоящего времени не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, исходя из приведенного правового регулирования, истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Рукавишникова А.О.

Доводы представителя ответчика об отсутствии надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий, в том числе недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета, отсутствия свободного жилого помещения.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска Рукавишниковым А.О. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, расходы по оплате которой подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Рукавишникова ФИО13 удовлетворить.

Обязать администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Рукавишникову ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Взыскать с администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в пользу Рукавишникова ФИО13 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 12 мая 2021 года.

2-103/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Галимова Гульсария Гарифьянова
Рукавишников Алексей Олегович
Ответчики
Администрация Сернурского муниципального района
Параньгинская городская администрация Параньгинского муниципального района РМЭ
Другие
Рукавишников Альберт Иванович
Галимов Ринат Мансурович
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Министерство финансов Республики Марий Эл
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на сайте суда
sernursky.mari.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее