Решение по делу № 3а-277/2021 от 22.12.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-001910-64

№ 3а-277/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2021 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием представителя административного истца Шакировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Злобина Владимира Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Злобин В.А. обратился с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **, площадью 445,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 15450943 рубля по состоянию на 14.06.2018.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения. Кадастровая стоимость помещения утверждена актом ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 31.10.2019 № 425 по состоянию на 14.06.2018 в размере 24013875,6 руб. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке от 11.12.2020 оценщика ООО «Авангард», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 15450943 руб. Несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает законные интересы административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Перми и ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края".

Впоследствии судом с согласия представителя административного истца произведена замена административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края".

Административный истец Злобин В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Шакирова А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск возражает против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в заявленном административным истцом размере его рыночной стоимости.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Перми В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просит в заявленных Злобиным В.А. требованиях отказать в полном объеме.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

Согласно частям 1, 7 статьи 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Злобин В.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером **, площадью 445,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Правовой интерес Злобина В.А. в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости основан на положениях статьи 402, пунктов 1, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения» и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Как собственник нежилого помещения, Злобин В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ** по состоянию на 14.06.2018 утверждена актом ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 31.10.2019 № 425 в размере 24013875,6 руб.

Согласно отчёту об оценке от 11.12.2020 оценщика ООО «Авангард», рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ** по состоянию на 14.06.2018 составляла 15450 943 рубля.

Отчёт об оценке составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объекта оценки подтверждается собранной информацией и приведёнными расчетами.

Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.

Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки суд находит обоснованным.

Оценщиком проведён анализ рынка нежилых помещений, используемых как коммерческая недвижимость. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости: вид имущественных прав, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, этажность, площадь.

Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи нежилых помещений на территории города Перми оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, наличие обременений, дата предложения, местоположение, этаж, площадь, наличие отдельного входа, коммуникаций. Из представленной выборки оценщик выбрал 3 объекта-аналога для объекта оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объекту оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, сведения о стоимости объектов достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчёте со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчёте надлежащим образом обоснован с учётом анализа рынка объекта оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к отчёту скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учётом изложенного, проведённая оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанных в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчёт об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчёте об оценке от 11.12.2020 оценщика ООО «Авангард», и о возможности принять указанный отчёт об оценке в качестве надлежащего доказательства.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной их рыночной стоимости.

Административный ответчик выразил несогласие с отчётом об оценке от 11.12.2020 оценщика ООО «Авангард», однако, доказательств иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости административный ответчик и заинтересованные лица суду не представили.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **, площадью 445,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости в размере 15450943 рубля по состоянию на 14.06.2018.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 21.12.2020, соответствующую дату суд указывает в резолютивной части решения суда.

Согласно разъяснению, данному в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку оспариваемая кадастровая оценка определена актом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», данное Учреждение является надлежащим ответчиком по рассматриваемому административному исковому заявлению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Злобина Владимира Александровича к ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **, площадью 445,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, пом. 6, 7, равной его рыночной стоимости в размере 15450943 рубля по состоянию на 14.06.2018.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 21.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-277/2021 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 31.03.2021.

3а-277/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Злобин Владимир Александрович
Ответчики
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Другие
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Шакирова Алиса Азатовна
Администрация г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее