ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8544/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 мая 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Ковалевской В.В., Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0003-01-2020-000243-83 по иску Поповой Кристины Евгеньевны, Городенцевой Юлии Сергеевны, действующей в своих интересах и в <данные изъяты>, к Администрации Бийского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата
по кассационной жалобе Городенцевой Ю.С., действующей в своих интересах и интересах <данные изъяты> <данные изъяты> на решение Бийского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова К.Е., Городенцева Ю.С., действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> обратились в суд с иском к Администрации Бийского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, ссылаясь на то, что проживают в жилом помещении по <адрес>, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности. Согласно техническому заключению ООО «Промгражданпроект» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом на момент обследования являлся аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Истцы обратились через Администрацию Бийского района в Главное управление строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения. Согласно сообщению № от ДД.ММ.ГГГГ Минстроя Алтайского края последнее ДД.ММ.ГГГГ направило письмо в Администрацию Бийского района и список документов подлежащих возврату по причине несоответствия требованиям федерального законодательства, в котором также даны рекомендации о включении дома истцов в список домов, требующих проведения капитального ремонта. Причиной возврата документов в Администрацию Бийского района послужило то, что часть домов находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации. Отказа во включении истцов в список на получение государственного жилищного сертификата ни от Минстроя Алтайского края, ни от Администрации Бийского района не получали. Согласно сообщению Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ помещение по <адрес> признано непригодным для проживания, в связи с чем истцам отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта. Таким образом, истцы до настоящего времени не могут реализовать свое право на государственный жилищный сертификат граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ и дополнения к акту, а также заключению о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ и дополнения к заключению от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение стало непригодным для проживания в результате паводка в период весенне-летнего наводнения 2014 года на <адрес>, информация о том, что жилой дом находился в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации отсутствует. На основании изложенного просили признать за Городенцевой Ю.С., Городенцевой С.С., Поповой К.Е. право на получение государственного жилищного сертификата, обязать ответчиков включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2020 г. в удовлетворении исковых требований Поповой К.Е., Городенцевой Ю. С., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты>. к Администрации Бийского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 декабря 2020 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Городенцевой Ю.С., действующей в своих интересах и интересах <данные изъяты> <данные изъяты> ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Кассаторы выражают несогласие с выводом суда о том, что в связи с изменением законодательства требования истцов в заявленном виде не будут способствовать защите их прав, ссылаясь на то, что судом установлен факт наличия у истцов права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, а также установлен факт нарушения права истцов по вине ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в <адрес>. Указывают, что суд должен определить из какого правоотношения возник спор и какие нормы должны применяться при разрешении спора, определить юридически значимые по делу обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения были допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г. Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Алтайского края принято постановление № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
Жилой <адрес>, общей площадью 19,90 кв.м. по <адрес> находился в затопляемой зоне в период несение-летнего наводнения 2014 г.
Данный жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежат с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) <данные изъяты>
Вышеуказанное жилое помещение является единственным помещением, находящемся в собственности <данные изъяты>
Городенцаев Ю.C., Городенцева С.С., Попова К.Е. на момент возникновения чрезвычайной ситуации и на момент рассмотрения дела проживали и были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение ООО «Промграждан проект» №, согласно которому жилой дом по вышеуказанному адресу находился на территории, периодически затапливаемой паводковыми водами, в конце мая - начале июня 2014 г. дом попал в зону разлива реки Бия и некоторое время находился в затопленном состоянии, уровень воды в помещениях составлял около одного метра от пола; по результатам обследования жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Городенцева Ю.С. обратилась в администрацию Бийского района с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р, проведено обследование жилого дома по вышеуказанному адресу, в ходе которого жилой дом признан непригодным для проживания, о чем ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было составлено заключение № о признании жилого помещения непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлены дополнения к указанным выше акту и заключению межведомственной комиссии, согласно которым жилом дом по <адрес>, признан не подлежащим восстановлению и непригодным для проживания, подлежащим сносу.
Постановлением администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Городенцева Ю.С., действуя в своих интересах и в интересах <данные изъяты> обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в июне 2014 г., приложив необходимые документы.
Постановлением администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании протокола жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении жилищной комиссии» утвержден список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка в мае – июне 2014 г. на территории Алтайского края, в который была включена Городенцева Ю.С. с составом семьи 3 человека, включая Городенцеву С.С. и Попову К.Е.
Извещение администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ о включении по решению жилищной комиссии администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ № в список на получение государственного жилищного сертификата составом семьи 3 человека было получено Городенцевой Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ
Копии заявления и приложенных документов в отношении Городенцевой Ю.С. администрацией Бийского района Алтайского края были направлены в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для включения в список получателей государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилых помещений в результате паводка в мае – июне 2014 г.
Письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № направленным в адрес главы администрации Бийского района, документы Городенцевой Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка.
Этим же письмом администрации Бийского района Алтайского края рекомендовано включить названный объект в список домов, требующих проведения капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бийского района Алтайского края было составлено письмом № на имя Городенцевой Ю.С. о том, что Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не включено в реестр жилых помещений Алтайского края, пострадавших в результате паводка в мае – июне 2014 г., разъяснено право, в случае несогласия с принятым решение на обращение в судебные инстанции. В этом же письме было указано, что согласно заявлению Городенцевой Ю.С. жилой дом включен в список домов, требующих капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ Городенцева Ю.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей <данные изъяты> <данные изъяты> обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Письмом администрацию Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, полученным Городенцевой Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> <данные изъяты> и Городенцевой Ю.C. было отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения на том основании, что жилое помещение межведомственной комиссией по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений признано непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Городенцева Ю.С. обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края по вопросу о предоставления государственного жилищного сертификата.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Городенцевой Ю.С. было сообщено о том, что письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ документы Городенцевой Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству представителя истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза
Согласно заключению эксперта сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № техническое состояние несущих строительных конструкций исследуемого жилого дома по адресу: <адрес> оценено как недопустимое, физический износ составляет 60 %; техническое состояние несущих конструктивных элементов жилого дома недопустимое, исследуемый дом в ~ целом является непригодным для проживания, дальнейшая эксплуатация конструктивных элементов жилого дома представляет непосредственную опасность для жизни людей; ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате весенне-летнего паводка в Алтайском крае, произошедшего в мае – июне 2014 г.; проведение капитального ремонта либо реконструкции исследуемого дома, исходя из срока его эксплуатации (1961 г.), существующего на дату исследования физического износа, а также значительных материальных затрат по их устранению, с технической точки зрения нецелесообразно.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», п.п. 2, 3, 4, 6 Порядка и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10 июля 1995 г., п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982, Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2020 г. N 142 "О внесении изменений в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 1846, исходил из того, что Администрация Бийского района Алтайского края включила истцов в первоначальный список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований к <адрес>; установил, что на момент обращения истцов с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата имелась совокупность необходимых условий, дающих право на получение мер социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий на получение жилого помещения, однако проанализировав изменения в законодательстве с момента обращения истцов с заявлением о включении их в список, пришел к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ из резервного фонда Правительства Российской Федерации финансируется только погашение уже выданных, но не погашенных жилищных сертификатов, в перечень мероприятий, на которые могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда не водит реализация мер социальной поддержки граждан в виде погашения государственных жилищных сертификатов, в связи с чем пришел к выводу, что удовлетворение исковых требований в заявленном виде не будет способствовать защите прав истцов. Кроме того, пришел к выводу, что истицами пропущен срок исковой давности, поскольку Городенцевой Ю.С. стало известно о нарушении ее прав и законных интересов не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с иском в суд она обратилась ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что срок исковой давности истцами не пропущен, с иными выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указал, что включить истцов в ранее утвержденные списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 г. невозможно, минуя процедуру, предусмотренную п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов в связи с допущенными по делу нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», которое на момент рассмотрения дела судом не было признано утратившим силу.
Судами обеих инстанций установлено, что истцы имели право на реализацию меры социальной поддержки в связи с утратой ими жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного характера; истцы своевременно обратились с заявлением о предоставлении этой меры социальной поддержки, были включены администраций <адрес> в список на получение государственного жилищного сертификата, однако Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края документы в отношении жилого дома по <адрес> были возвращены в Администрацию Бийского района с рекомендацией включить их в список домов, требующих капитального ремонта; в связи с чем истцы не смогли реализовать указанную меру социальной поддержки. Отказ судов в удовлетворении требований истцов обусловлен невозможностью выпуска государственного жилищного сертификата в связи с внесенными в законодательные акты изменениями.
Вместе с тем судами не было учтено, что в соответствии с п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод о том, что с 26 февраля 2020 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации финансируется только погашение уже выданных, но не погашенных жилищных сертификатов; этот вывод суда основан на неправильном толковании подп. «б» п. 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1846.
При этом судом первой инстанции не было принято во внимание, что в соответствии с под. «в» п. 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1846 (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения), бюджетные ассигнования резервного фонда используются на реализацию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам по перечню согласно приложению N 1 (далее - перечень).
В соответствии с п. 4 Приложения № 1 к Положению об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 1846, в перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам включена реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
С учетом вышеприведенных норм права вывод суда первой инстанции о том, что в перечень мероприятий, на которые могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда не водит реализация мер социальной поддержки граждан в виде погашения государственных жилищных сертификатов, не основан на нормах прав, поскольку бюджетные ассигнования резервного фонда используются на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; государственный жилищный сертификат в соответствии с п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982 является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с п. 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982 (далее Порядок), внесение в утвержденный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, однако допущенные судами первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
Согласно абз. 2 п. 6 Порядка на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления в 8-дневный срок с даты поступления заявления гражданина подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого п░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 3-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░. 3 ░. 6 ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░. 4 ░. 6 ░░░░░░░).
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 3-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░. 5 ░. 6 ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ N 982 "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2009 ░. № 158 «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 1995 ░░░░» № 982 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 40 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░. 3 ░░. 40 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░.390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░