Решение по делу № 2-880/2017 от 18.05.2017

дело №2–880/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт «13» июля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» к Истоминой Е.Н. о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» обратилось в суд с иском к Истоминой Е.Н. о взыскании необоснованно полученных денежных средств. В обоснование требований указано, что ответчик являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращениях с заявлениями о назначении субсидии ответчик предоставлял недостоверную (неполную) информацию об источниках дохода её семьи. Так, ответчиком не представлены документы о доходах дочери от трудовой деятельности, полученные за период с 01.07.2014 по 31.07.2014, с 01.06.2016 по 25.06.2016 и с 01.08.2016 по 15.08.2016, что согласно пп. «в» п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» является основанием для прекращения субсидии и возвратом в бюджет необоснованно полученной суммы субсидий. Истец просит взыскать необоснованно полученные суммы с Истоминой Е.Н. за период с 01.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.10.2016 по 31.03.2017 в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» Муравьева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии с действующими Правилами предоставления субсидий размер субсидии зависит, в числе прочих исходных данных, и от размера совокупного дохода семьи, сведения о котором ответчиком предоставлены недостоверные в силу отсутствия указания последней о доходе дочери С. от трудовой деятельности, что привело, по мнению представителя, к необоснованному получению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с ответчика. Также истец указала, что допускает наличие в действиях специалиста неосмотрительности при проверке документов Истоминой Е.Н., однако полагает, что со стороны ответчика имеет место предоставление заведомо недостоверной информации. О фактах предоставления ответчиком недостоверной информации, и как следствие, о необоснованно выплаченных суммах субсидии, учреждению стало известно лишь в апреле 2017 года при очередном обращении Истоминой Е.Н. в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» за предоставлением субсидии.

Ответчик Истомина Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что каких-либо дополнительных документов, кроме тех, которые предъявлялись при подаче соответствующих заявлений на получение субсидии, истец не истребовал, в связи с чем, по мнению ответчика, оснований для признания его действий как предоставление истцу заведомо недостоверной (неполной) информации с целью получения субсидии не имеется. Истомина Е.Н. также суду пояснила, что умышленных действий по сокрытию дохода дочери не совершала, также полагала данный доход, сведения о котором предоставила по запросу истца не повлияли на наличие права, которое она реализовала.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела Истоминой Е.Н., суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Истомина Е.Н. состоит на соответствующем учете в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» и является получателем мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.

При рассмотрении дела судом установлено, что ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» предоставляло Истоминой Е.Н. компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат за период с 01.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.10.2016 по 31.03.2017 на основании представленных документов, исходя из состава семьи Истоминой Е.Н., состоящего из ответчика, её супруга и троих несовершеннолетних детей.

В апреле 2017 года ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» выявлен факт предоставления ответчиком Истоминой Е.Н. недостоверной (неполной) информации о полученных доходах семьи последней за периоды с 01.04.2014 по 30.09.2014 и с 01.04.2016 по 30.09.2016, в связи с чем истцом в адрес ответчика направлено письмо от <дата> о возврате необоснованно полученной субсидии.

Расценивая действия ответчика Истоминой Е.Н. по сокрытию информации о доходе дочери С. о трудовой деятельности как предоставление заведомо недостоверной информации, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» обратилось в суд о взыскании с ответчика Истоминой Е.Н. необоснованно полученных сумм субсидии за период с 01.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.10.2016 по 31.03.2017.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику, связанную с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон № 178-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это бюджетные средства, которые предоставляются гражданам на условиях долевого финансирования целевых расходов (на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Статьей 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт «в» пункта 60 Правил).

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в пп. «в» п. 60 Правил, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в суд, истец указал, что выплата ответчику денежных средств в размере <данные изъяты> в качестве мер социальной поддержки произведена в результате недобросовестных действий Истоминой Е.Н., которая предоставляла сведения о доходах семьи без указания дохода ее несовершеннолетней дочери С.

Не соглашаясь с доводами ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения в Сыктывдинском районе», по которым истец находит требования обоснованными, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В силу ч. 1 и 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в п. 3 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В пункте 8 Правил приведен список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении субсидии.

Пункт 11 Правил предусматривает, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 Правил (Пункт 12).

Согласно п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 20, 32, 33 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с п. 34 Правил.

В силу п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пп. 2, 3 и 5 Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Согласно п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Таким образом, представление недостоверных данных служит основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При этом оказание государственной социальной помощи прекращается на срок, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. По истечении этого срока гражданин может повторно обратиться в орган социальной защиты населения для предоставления ему государственной социальной помощи.

Анализ изложенного позволяет придти к выводу, что действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень прекращения предоставления субсидии, и возврат необоснованно полученных средств возможен исключительно при наличии оснований для прекращения предоставления такой льготы.

Таким образом, исходя из приведенных положений норм материального права, взысканию в бюджет по иску уполномоченного органа к получателю субсидии подлежит та часть субсидии, которая была получена без законных оснований, то есть при совокупности условий в виде умысла получателя данной меры социальной поддержки на предоставление заведомо недостоверных сведений и отсутствия оснований для предоставления льготы с учетом выявленных обстоятельств.

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявляя требование о взыскании излишне выплаченной субсидии, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать необоснованность получения ответчиком субсидии в соответствующем объеме возлагается на уполномоченный орган, обратившийся в суд.

Между тем, представителем истца при разрешении спора не предоставлено допустимых и достаточных доказательств необоснованного получения ответчиком Истоминой Е.Н. мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в заявленном к взысканию объеме за спорный период.

Так, согласно приведенным выше нормам, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что истцом не предоставлено доказательств того, что в случае предоставления ответчиком полной информации о доходах семьи в виде сведений о доходе дочери С. от трудовой деятельности, Истомина Е.Н. не обладала бы правом на получение субсидии, либо мера социальной поддержки в виде субсидии в спорные периоды ей предоставлялась бы в меньшем объеме. Данные сведения не отражены и в предоставленных истцом в обоснование заявленной к взысканию суммы справках взаиморасчетов.

При этом ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» по запросу суда в материалы дела предоставлен расчет субсидии, из которого следует, что при предоставлении ответчиком сведений о доходах дочери от трудовой деятельности, Истомина Е.Н. имела бы право на предоставление субсидий в спорный период.

Таким образом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, подтверждающие необоснованность получения Истоминой Е.Н. субсидии за период с 01.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.10.2016 по 31.03.2017 в размере <данные изъяты> истцом не предоставлены, а отсутствие в заявлениях ответчика сведений о дополнительном доходе дочери ответчика не может бесспорно свидетельствовать об утрате права ответчика на субсидию при решении вопроса о ее предоставлении с учетом совокупного дохода его семьи.

Кроме того, суд учитывает, что в материалы дела не представлены доказательства наличие умысла Истоминой Е.Н. на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Установленные по делу обстоятельства в своей совокупности, с учетом того, что в силу действующего законодательства под сообщением заведомо недостоверных сведений понимается не просто неправильная информация, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения, суд приходит к выводу о недоказанности наличия умысла Истоминой Е.Н. на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Напротив, в обоснование своих возражений в отношении заявленных исковых требований Истомина Е.Н. указывала, что дополнительных документов, кроме тех, которые предъявлялись при подаче соответствующих заявлений на получение субсидии, истец не истребовал, в связи с чем, оснований для признания действий ответчика как предоставление истцу заведомо недостоверной информации с целью получения субсидии не имеется.

При указанных обстоятельствах суд, исследовав представленные доказательства и руководствуясь приведенными нормами, приходит к выводу о недоказанности необоснованности получения ответчиком субсидии в полном объеме, в связи с чем, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из содержания искового заявления ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в качестве основания для взыскания с ответчика денежных средств в заявленном объеме также ссылается на нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения, связанные с неосновательным обогащением.

Между тем, суд не может согласиться с доводами истца и в названной части, поскольку согласно п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из материалов настоящего дела, спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, следовательно, нормы Гражданского кодекса РФ, регламентирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, не подлежат применению к возникшим правоотношениям.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» к Истоминой Е.Н. о взыскании излишне перечисленной суммы субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг за периоды с 01.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.10.2016 по 31.03.2017 в размере 60 431 рублей 62 копейки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17 июля 2017 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-880/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми (ГБУ РК) "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере соц
Ответчики
Истомина Е.Н.
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
18.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2017Передача материалов судье
22.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Предварительное судебное заседание
22.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2017Судебное заседание
13.07.2017Судебное заседание
17.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее