УИД 65RS0016-01-2024-000429-56

Дело №2-404/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2024 года                                                город Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего Стародубцевой М.А.,

при секретаре Ивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимовой Галины Александровны к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилЦентр» о возложении обязанности произвести ремонт балкона, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

20 мая 2024 года Максимова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа <адрес> (далее – КУМС Углегорского городского округа) о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу в <адрес> многоквартирного жилого <адрес> выполнить работы по восстановлению и ремонту поврежденных участков несущей конструкции балконной плиты; по установке напольного покрытия на балконе из керамической плитки; по остеклению балкона, включающее выполнение работ по внешней отделке, монтажу оконных систем из профилей поливинилхлорида, монтажу крыши и установке отливов, герметизации балкона и установки пола, монтажу стеклопакетов, москитной сетки и потолка, внутренней обшивке балкона изнутри и снаружи, утеплению балкона, внутренней отделке и заделке швов; указать в решении суда, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов часть 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ; компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей и судебных расходов за совершение нотариальных действий в размере 2 355 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 11 октября 2023 года Максимовой Г.А. по договору мены КУМС Углегорского городского округа взамен аварийной квартиры, расположенной по адресу пгт. Шахтерск, <адрес>, передана в собственность <адрес>, расположенная по адресу: пгт. Шахтерск, <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено истцу в рамках реализации муниципалитетом на территории Углегорского городского округа государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилья на территории <адрес> в 2021-2026 годах», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области №133 от 29 марта 2019 года.

Государственной программой предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений из имеющегося муниципального жилого фонда после проведения в них капитального ремонта. Однако, в рамках контракта на капитальный ремонт №34/КУМС/А от 02 июня 2023 года работы по восстановлению и ремонту поврежденных участков несущей конструкции балконной плиты; работы по установке напольного покрытия на балконе из керамической плитки; работы по остеклению балкона, включающие выполнение работ: по внешней отделке, монтажу оконных систем из профилей поливинилхлорида, монтажу крыши и установки отливов, герметизации балкона и установки пола, монтажу стеклопакетов, москитной сетки и потолка, внутренней обшивке балкона изнутри и снаружи, утеплению балкона, внутренней отделке и заделке швов предусмотрены не были. Жилое помещение предоставлено истцу с поврежденными участками несущей конструкции балконной плиты, без проведения ремонтно-восстановительных работ несущей конструкции. Акт приема-передачи от 29 сентября 2023 года и договор обмена жилыми помещениями были подписаны истцом позднее, при подписании договора мены от 11 октября 2023 года, повлиять на их содержание истец не могла, о том, что работы по ремонту балкона положены, не знала, в силу возраста. Акт передачи жилого помещения от 29 сентября 2023 года не содержит сведений об исправном техническом состоянии балкона и его несущей конструкции балконной плиты. Ответчик не представлял и не знакомил истца с технической документацией на жилое помещение. Ввиду не подготовки к заселению квартиры истца и невыполнения капитального ремонта в полном объеме в предоставленном истцу по переселению жилом помещении в адрес муниципалитета были направлены претензионные письма об устранении недостатков: от 27 ноября и 08 декабря 2023 года, 09 и 30 января, 14 февраля и 11 апреля 2024 года. Не получив ответ на претензионные письма, истец была вынуждена обратиться в Углегорскую городскую прокуратуру. По результатам проверки Углегорской городской прокуратурой 01 апреля 2024 года установлено нарушение порядка рассмотрения обращения гражданина, иные строительные недостатки по ремонту жилого помещения, однако доводы о непроизведенном капитальном ремонте балкона в целом и о восстановлении несущей конструкции балконной плиты предметом прокурорской проверки не являлись, рассмотрены не были. По мнению истца, обеспечить надлежащее состояние балконной плиты – несущей конструкции многоквартирного жилого дома, входящей в состав общего имущества, должен именно ответчик, как лицо ответственное за подготовку и передачу жилого помещения после капитального ремонта истцу в рамках государственной программы по переселению. Кроме того, достоверно зная о том, что в соответствии с пунктом ж Постановления Правительства Сахалинской области №133 от 29 марта 2019 года «Об утверждении региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2026 годах» предусмотрены напольные покрытия из керамической плитки, в том числе, на балконе, ответчик к ремонтным работам по обустройству напольного покрытия из керамической плитки на балконе не преступил, каких-либо мер направленных на восстановление балконной плиты не предпринял.

Отметила, что оконная конструкция в целом представляет конструктивный элемент жилого дома и его замена относится к капитальному ремонту, что согласуется с положениями пункта 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, а также пункта 4 Приложения №8 к указанным Правилам. По причине не осуществления муниципалитетом ремонтных работ в полном объёме, истец испытывает нравственные страдания, находится в состоянии постоянного стресса. Она вынуждена на протяжении длительного периода времени обращаться в государственные органы, поскольку неправомерно лишена права на благоприятные и безопасные условия проживания на протяжении значительного периода времени. Привычный для нее уклад жизни нарушен. Требования в добровольном порядке ответчиком не исполнены. Компенсация морального вреда определена истцом в размере 25 000 рублей. Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика судебные расходы за совершение нотариальных действий в размере – 2 355 рублей, несение которых подтверждается отметками нотариуса на заверенных копиях представленных документов.

Определением судьи от 24 мая 2024 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Углегорского городского округа Сахалинской области.

Протокольным определением суда от 19 июня 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилЦентр», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области».

Истец Максимова Г.А., представитель истца Максимов В.П., представители соответчиков КУМС Углегорского городского округа, ООО УК «ЖилЦентр», представители третьих лиц администрации Углегорского городского округа Сахалинской области и некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Максимова Г.А. с 21 ноября 1995 года на основании договора о передаче квартиры в собственность (приватизация) являлась собственником жилого помещения – <адрес> в пгт. <адрес>.

По результатам обследования вышеуказанного жилого дома, межведомственной комиссией, назначенной постановлением исполняющего обязанности главы администрации Углегорского городского округа от 25 апреля 2017 года №343, указанный выше многоквартирный жилой дом признан аварийным, что подтверждается заключением от 29 декабря 2017 года №4/17.

Постановлением администрации Углегорского городского округа №1286 от 29 декабря 2017 года многоквартирный жилой дом №6 по улице Коммунистической в пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области признан аварийным.

29 декабря 2018 года постановлением администрации Углегорского городского округа №1243 утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения Углегорского городского округа качественным жильем на 2019-2021 годы»; жилой дом №6 по улице Коммунистическая в пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области включен в реестр аварийного жилищного фонда Углегорского городского округа.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 марта 2021 года № 113 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 - 2026 годах», жилой дом №6 по улице Коммунистическая в пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области включен в указанную программу (реестровый номер 2053, планируемая дата окончания переселения граждан 31 декабря 2022 года).

В рамках реализации указанной выше региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда, 11 октября 2023 года Максимовой Г.А. главе Углегорского городского округа подано заявление об отказе от предоставленного жилого помещения, расположенного во вновь возведенном многоквартирном жилом доме по улице Окружная в пгт. Шахтерске, по мотиву наличия строительных недоделок, одновременно выражено согласие на предоставление жилого помещения – квартиры №14 в доме №42 по улице Мира того же населенного пункта «на вторичном рынке».

Постановлением администрации Углегорского городского округа №610 от 22 сентября 2023 года в личную собственность Максимовой Г.А. передано жилое помещение - квартира №14 в доме №42 по улице Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района по договору мены жилыми помещениями; КУМС Углегорского городского округа постановлено произвести обмен жилыми помещениями, расположенными по адресу: пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области, улица Мира дом №42 квартира №14, на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области, улица Коммунистическая дом №6 квартира №23.

11 октября 2023 года между Углегорским городским округом в лице и.о. председателя КУМС Углегорского городского округа (сторона 1) и Максимовой Г.А. (сторона 2) заключен договор обмена жилыми помещениями, по условиям которого сторона 1 на основании указанного выше постановления администрации Углегорского городского округа от 22 сентября 2023 года №610 и сторона 2 с личного согласия производят обмен и передают друг другу вышеуказанное имущество.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2023 года, право собственности на квартиру №14 в доме №42 по улице Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района зарегистрировано за Максимовой Г.А. 19 октября 2023 года на основании договора мены.

Таким образом, истец Максимова Г.А. стала собственником указанной выше квартиры, с момента регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Сахалинской области, т.е. с 19 октября 2023 года, и с указанного время несет обязанности собственника, предусмотренные статьей 210 Гражданского кодекса РФ.

При этом ранее вступившим в законную силу 11 июля 2023 года решением Углегорского городского суда Сахалинской области от 05 июня 2023 года на КУМС Углегорского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, пгт. Шахтерск улица Мира дом №42 квартира №14, а именно произвести: замену оконных блоков; замену входного дверного блока; замену межкомнатных дверей; сплошное выравнивание потолка во всех помещениях, его окраску известью или водоэмульсионными составами; сплошное выравнивание стен, их известковую окраску либо оклейку обоями; масляную окраску пола либо укладку линолеума, установку плинтусов; устройство стяжек пола, укладку кафельных напольных плит, устройство кафельного плинтуса в ванной комнате; комплекс работ по замене труб системы водоснабжения и водоотведения; замену сантехнических приборов: ванны, унитаза, стальной раковины на кухне; установку водонагревателя в ванной комнате; замену во всех помещениях квартиры розеток и выключателей. Указанный судебный акт исполнен, работы по текущему и капитальному ремонту жилого помещения произведены КУМС Углегорского городского округа.

Управляющая компания ООО УК «ЖилЦентр» исполняет обязательства по договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: пгт. Шахтерск Углегорского района, улица Мира дом №42. Управляющая организация приняла обязательства в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления деятельность, что подтверждается договором управления многоквартирным домом №28 от 01 июня 2019 года.

В материалы дела ООО УК «ЖилЦентр» представлен технический паспорт многоквартирного жилого дома №42 по улице Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района, который сведений о наличии остекления имеющихся балконов не содержит.

На основании положений статьи 1, части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ граждане, осуществляют свои жилищные права и, исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается порядок деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15 октября 2003 года № 5176), при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Примерный перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8 к Правилам.

Кроме того, перечень работ, проводимых при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, определен «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25 ноября 2017 года № 1582/пр), согласно которому капитальному ремонту подлежит общее имущество многоквартирного дома, а также элементы несущих и ограждающих конструкций, транзитные инженерные сети, используемые для обслуживания нескольких квартир, находящиеся в пределах жилых помещений.

Правила производства работ по капитальному ремонту и общие технические требования к организации и выполнению капитального ремонта многоквартирных домов без отселения граждан установлены стандартом «СТО НОСТРОИ 2.33.120-2013. Стандарт организации. Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Правила производства работ. Правила приемки и методы контроля» (утвержден и введен в действие Протоколом Ассоциации «Национальное объединение строителей», «НОСТРОЙ» от 15 ноября 2013 №48).

Указанный стандарт распространяется на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов государственного, муниципального и частного жилищного фонда независимо от способа управления домом и вида пользования жилыми и нежилыми помещениями, выполняемый без отселения жильцов, и устанавливает общие технические требования к организации и выполнению капитального ремонта, а также включает этапы проведения ремонтно-строительных работ при капитальном ремонте многоквартирных домов без отселения жильцов, правила производства и приемки, а также методы контроля ремонтно-строительных работ.

При планировании, проведении и осуществлении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов также следует руководствоваться и учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных операторов капитального ремонта 03 октября 2019 года. Так, правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса РФ.

В частности, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан привлечь подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса РФ.

Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом (статья 12 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу положений части 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно Правил содержания общего имущества жилого дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества собственников многоквартирного дома включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Пунктом 10 вышеназванного Постановления предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктом 42 Правил предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В силу пункта 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома.

Следовательно, на управляющей организации лежит ответственность перед собственниками помещений многоквартирного дома за надлежащее содержание общего имущества.

Согласно пунктам 4.2., 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (пункт 4.2.1.3).

Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (пункт 4.2.1.5).

Согласно пункту 4.2.1.14. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.

Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий (пункт 4.2.4.1).

При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.2.4.2).

В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению.

Согласно пункту 7 приложения № 7 к указанным Правилам к текущему ремонту отнесены работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов.

На управляющую компанию в силу действующего законодательства возложена обязанность по содержанию общедомового имущества в состоянии, обеспечивающем безопасность жизни и здоровья граждан.

К обязанностям управляющей компания в отношении общего имущества многоквартирного дома относятся, в том числе, обязанности по поддержанию в пригодном для эксплуатации состоянии элементов конструкций жилого дома, что соответствует Правилам содержания.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Вместе с тем, по общему правилу балкон (лоджия), предназначенный для обслуживания только одной квартиры, не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом несущие конструкции (балконные плиты, плиты лоджии) являются общим имуществом.

Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения этого дома (например, технические этажи, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения), несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование дома за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также соответствующий земельный участок (пункт 2 статьи 287.4, пункты 1 - 3 статьи 287.5, пункт 2 статьи 287.6, пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ; часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).

Исходя из анализа действующего законодательства, балкон (лоджия), расположенный в квартире, предназначенный для использования проживающими в этой квартире гражданами и для обслуживания только одной квартиры, не относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Факт предназначения балкона (лоджии) для обслуживания одной квартиры подтверждается, в частности, наличием выхода на балкон (лоджию) только из одного помещения. Однако, балконные плиты (плиты лоджии) входят в состав общего имущества многоквартирного дома как ограждающие несущие конструкции (пункт 2 Правил № 491).

Таким образом, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся только балконные плиты (плиты лоджий), пользование которыми и их содержание осуществляются в порядке, установленном для общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Балконные двери, проемы, окна - относятся к личному имуществу, содержание которого осуществляет собственник самостоятельно в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 15 названных Правил в состав услуг и работ не входят содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.

В рассматриваемом деле балкон относится к собственности истца, поскольку конструктивно предназначен для использования только одного жилого помещения - квартиры истца. Следовательно, бремя его содержания, включая остекление, утепление и прочее лежит на истце. Таким образом, ремонтные работы балкона по установке напольного покрытия, по остеклению, включающие внешнюю отделку, монтаж оконных систем, крыши и установку отливов, герметизацию балкона, установку пола, монтаж стеклопакетов, москитных сеток и потолка, внутреннюю обшивку балкона изнутри и снаружи, утепление балкона, внутреннюю отделку и заделку швов, не связанные с повреждением балконных плит и ограждающих несущих конструкций, производятся за счет средств лиц, в собственности которых они находятся, - истца Максимовой Г.А.

Истец является собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу, в соответствии с требованиями статьи 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ей имущества.

Доказательств тому, что истец имеет право на бесплатное производство работ по ремонту балкона в требуемом объеме, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не предоставлено.

Довод истца о наличии у органа местного самоуправления обязанностей по производству ремонтных работ балкона в силу нормоположений региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2026 годах», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области №133 от 29 марта 2019 года, суд находит несостоятельной, поскольку приведенные истцом рекомендуемые требования предназначены для использования государственными (муниципальными) заказчиками при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, в домах, введенных в эксплуатацию.

Многоквартирный жилой дом, в котором расположено ныне принадлежащее истцу жилое помещение, построен и введен в эксплуатацию в 1988 году, при этом остекление балконов квартир типовым проектом предусмотрено не было.

В свою очередь истец Максимова Г.А. при наличии намерений произвести ремонтные работы балкона не лишена возможности разработать проект разрешительных документов по осуществлению утяжеления планируемой к возведению конструкции, то есть его реконструкцию, рассчитав несущую способность стены многоквартирного жилого дома, надежность конструкции, и исключив наступление неблагоприятных последствий, в том числе, разрушения возведенной конструкции, обратиться в орган местного самоуправления за согласованием.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Максимовой Г.А. в указанной части суд не находит, в иске к КУМС Углегорского городского округа и ООО УК «ЖилЦентр» в указанной части надлежит отказать.

При этом ненадлежащее техническое состояние (разрушение) балконной плиты в квартире №14 дома №42 по улице Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области, подтверждено актом проверки технического состояния объекта общего имущества многоквартирного жилого дома от 26 июня 2024 года, согласно которому при визуальном осмотре балконной плиты установлено частичное разрушение бетона по краям балконной плиты, повреждение коррозией и разрушение стального отлива по периметру балкона, трещины, отслоения и разрушения цементной стяжки по поверхности пола плиты. При этом имеющиеся нарушения, в данных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкции, несущая способность выполнятся.

Доказательств выполнения ООО УК «ЖилЦентр» в период осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом №42 по улице Мира в посёлке городского типа Шахтерск Углегорского района, равно в период рассмотрения дела работ по восстановлению поврежденных участков балконной плиты не представлено.

Включение многоквартирного дома №42 по улице Мира в посёлке городского типа Шахтерск Углегорского района в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с установлением срока проведения капитального ремонта его фасада, не освобождает управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и проведению текущего ремонта до наступления срока капитального ремонта.

Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормы права, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что, приняв на себя обязательства по возмездному управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома №42 по улице Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области, ответчик обязан своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства РФ, в том числе обязан выполнить работы по восстановлению и ремонту поврежденных участков несущей конструкции балконной плиты, в этой связи требования Максимовой Г.А. в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в данной части равный одному месяцу с момента его вступления в законную силу.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом. Согласно части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 15 Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая характер и степень перенесенных Максимовой Г.А. нравственных страданий, причиненных нарушениями ее прав потребителя со стороны ООО УК «ЖилЦентр», суд признает сумму компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, определенную истцом, завышенной, и взыскивает с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда, исходя из требований разумности и справедливости, в сумме 3000 рублей.

В удовлетворении исковых требований в указанной части, заявленных к КУМС Углегорского городского округа, суд отказывает как к ненадлежащему ответчику.

Оценивая требование о взыскании судебных расходов на нотариальное оформление копий паспорта истца Максимовой Г.А. на сумму 295 рублей; СНИЛС истца Максимовой Г.А. на сумму 295 рублей, выписки из ЕГРН от 19 октября 2023 года на сумму 685 рублей, договора обмена жилыми помещениями от 11 октября 2023 года на сумму 490 рублей, акта передачи жилого помещения от 29 сентября 2023 года на сумму 295 рублей и передаточного акта от 11 октября 2023 года на сумму 295 рублей (Том I л.д. 20, 36, 37-38, 46-47, 48, 49), а всего на сумму 2355 рублей, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с абзацем 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (статья 94 Гражданского процессуального кодекса РФ). Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав.

Поскольку материалами дела подтверждается, что указанные копии документов, а также выписка из ЕГРН, с учетом характера спорных правоотношений, были представлены суду с целью подтверждения обстоятельств, являющихся юридически значимыми по указанному делу, суд полагает их необходимыми, и подлежащими возмещению по правилам части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика ООО УК «ЖилЦентр» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в общей сумме 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 6508009702, ░░░░ 1136509000429) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 6508009702, ░░░░ 1136509000429) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 355 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 6508009702, ░░░░ 1136509000429) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░░

2-404/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Максимова Галина Александровна
Ответчики
ООО УК "ЖилЦентр"
КУМС Углегорского городского округа Сахалинской области
Другие
Максимов Валентин Павлович
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области»
Администрация УГО
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Судья
Стародубцева Марина Алексеевна
Дело на сайте суда
uglegorskiy.sah.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее