Решение по делу № 2а-2148/2021 от 16.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    14 сентября 2021 года                                                                                 г. Тула

    Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Большовой Е.В.,

при секретаре Батраковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2148/2021 по иску Архиповой Н.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г.Тулы о признании отказа незаконным, обязании рассмотреть заявление о согласовании земельного участка,

установил:

Архипова Н.А. обратилась в суд с иском с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером с учетом прилегающей территории земель государственной (муниципальной) собственности площадью 181 кв.м., расположенных по адресу: адресу: <адрес>, обязании министерства имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление о согласовании земельного участка, мотивировав тем, что на ее заявление в перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, отказано со ссылкой на п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ. Отказ мотивирован тем, что из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, следует, что на территории, за счет которой планируется осуществление перераспределения земельного участка, находятся самовольно возведенные постройки. Считает отказ в перераспределении земельного участка незаконным, принятым по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств.

    Административный истец Архипова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца Архиповой Н.А. по доверенности Вятская Н.А. в судебное заседание не явилась, ранее заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что самовольные постройки являются не капитальными, которые возможно в любой момент убрать.

    Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что с административным иском ответчик не согласен, так как отказ принят на основании норм действующего законодательства.

Представитель ответчика администрации г.Тулы представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд счет возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Архипова Н.А. является собственником жилого дома, площадью 100,1 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании решения Пролетарского районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

    Указанный жилой дом на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ расположен на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом, общая площадь 174 кв.м, с кадастровым номером .

    ДД.ММ.ГГГГ Архипова Н.А. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности.

Письмом от от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений Тульской области указало Архиповой Н.А., что из представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, за счет которой планируется осуществление перераспределения земельного участка, находятся самовольные постройки. В силу п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером не может быть принято.

Не согласившись с данным отказом, Архипова Н.А. обратилась в суд за признанием его незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 39.28, п. 1, п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 данного Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

При этом п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ устанавливает ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого Архиповой Н.А. земельного участка, а также иных материалов дела, самовольные постройки (теплица, терраса) расположены на нераспределенном земельном участке, земельном участке, принадлежащем государственной (муниципальной) собственности.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств что самовольные постройки не являются объектами капитального строительства или отсутствуют на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии с п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

В случае перераспределения земельного участка будет образован новый земельный участок, при постановке на кадастровый учет которому будет присвоен кадастровый номер как новому объекту недвижимости.

Тем самым, в случае перераспределения земельного участка объект капитального строения будет расположен на разных земельных участках, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

Кроме этого, ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

При этом, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

В настоящем деле самовольные постройки расположены на земельном участке, не предоставленном Архипова Н.А.

Фактическая принадлежность самовольных построек (теплица, терраса) Архиповой Н.А., расположенных на земельном участке, не предоставленном в установленном законом порядке, не порождает у министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности по предоставлению испрашиваемого земельного участка в порядке перераспределения, поскольку к перераспределению может быть заявлен только свободный от прав земельный участок.

Поскольку к перераспределению Архиповой Н.А. заявлен земельный участок, на котором расположены самовольные постройки (теплица, терраса), то у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным.

Основания отказа, приведенные в решении министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют положениям подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.

Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения оспариваемыми действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца, то оснований для удовлетворения требований Архиповой Н.А. не имеется.

    Руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Архиповой Н.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г.Тулы о признании отказа незаконным, обязании рассмотреть заявление о согласовании земельного участка, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.

2а-2148/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Архипова Наталия Анатольевна
Ответчики
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Другие
Вятская Наталья Александровна
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Судья
Большова Екатерина Васильевна
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее