Дело № 2-144/2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 апреля 2016 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Черновой М.В.
с участием помощника прокурора Ржаксинского района Звягина О.В.,
при секретаре Романовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ржаксинского района Тамбовской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Ч.» Ржаксинского района Тамбовской области об обязывании установить устройство тревожной сигнализации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ржаксинского района Тамбовской области обратился в Ржаксинский районный суд Тамбовской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ржаксинского района Тамбовской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Ч.» Ржаксинского района Тамбовской области об обязывании установить устройство тревожной сигнализации.
В обоснование исковых требований, указав, что прокуратурой Ржаксинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях дошкольного и дополнительного типа. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. На основании п.1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.12321 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Частью 8 ст.12322 ГК РФ особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом. В соответствии с п.3 ч.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В силу абз.1 и 2 ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.8, 7.1 Устава МБДОУ "Детский сад № "Ч.", указанная некоммерческая организация является муниципальным бюджетным учреждением, а учредителем и собственником имущества учреждения является Ржаксинский муниципальный район Тамбовской области, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Ржаксинского района. Согласно п.6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 ноября 2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112". В нарушение вышеуказанных норм в филиале "Л." муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № "Ч.", расположенном по адресу: <адрес>, устройство тревожной сигнализации ("тревожная кнопка") не установлено. Постановлением администрации Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ "О повышении уровня антитеррористической защищенности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и иных организаций области" утверждён Комплекс мероприятий по повышению уровня антитеррористической защищенности в области, согласно которому, главам городов и районов, главам администраций городов и районов области необходимо обеспечить охрану объектов жизнеобеспечения, учреждений образований. Филиал "Л." МБДОУ "Детский сад № "Ч." является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие устройства тревожной сигнализации в дошкольном образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья. В связи с этим, осуществление деятельности МБДОУ "Детский сад № "Ч." при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имущества. На основании указанных обстоятельств, ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать МБДОУ "Детский сад № "Ч." и администрацию Ржаксинского района установить устройство тревожной сигнализации в филиале "Л." МБДОУ "Детский сад № "Ч.", расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Ржаксинского района Звягин О.В. заявил ходатайство о прекращении производства по рассматриваемому гражданскому делу в связи с отказом от иска, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчиком устранены недостатки в добровольном порядке.
Представитель ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Ч.» Ржаксинского района Тамбовской области Ивашенцева Н.В., не возражала против прекращения производства по делу.
Представитель ответчика – администрации Ржаксинского района Тамбовской области Елисеева Н.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражала против прекращения производства по делу.
Выслушав участников процесса, суд считает, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска, а, согласно части 2 статьи 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление в защиту законных интересов субъектов Российской Федерации, пользуется всеми правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу абзаца 4 статьи 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поскольку прокурор, подавший исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, добровольно отказался от иска, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, заявленный прокурором отказ от иска может быть принят судом, а производство по делу должно быть прекращено.
При этом согласно, статье 221 ГПК РФ, при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ржаксинского района Тамбовской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Ч.» Ржаксинского района Тамбовской области об обязывании установить устройство тревожной сигнализации, прекратить в связи с отказом истца от иска.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение 15 суток со дня вынесения.
Судья: подпись М.В. Чернова