Дело № 2-168/2022
УИД: 91RS0022-01-2020-003388-41
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 марта 2022 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
с участием секретаря Шишеня Г.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15, ФИО6, ФИО7, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8, ФИО9, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО10, о сохранении квартиры в реконструированном виде, признании права собственности, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, -
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит сохранить в реконструированном виде <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., в том числе жилой площадью 15,5 кв.м, кадастровый №, состоящую из: кухни площадью 14,5 кв.м., комнаты площадью 15,5 кв.м., веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м, уборной-душа литер «Н» площадью 4,5 кв.м, кадастровый №, сарая с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; признать за ним право собственности на указанную квартиру.
В обоснование требований указано, что он является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО23, реестр №, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в регистрационной книге под номером 10. Указанная квартира состояла из: 4-1 кухни площадью 14,2 кв.м., 4-2 комнаты площадью 15,5 кв.м., IV – веранды площадью 11,9 кв.м., IV – туалета площадью 1,0 кв.м., общей площадью 42,6 кв.м., сарая литер «Д». С целью благоустройства данной квартиры им была произведена реконструкция, путем демонтажа сарая литер «Д» и возведения на его месте сарая с мансардой литер «М», возведения уборной-душа литер «Н», увеличения веранды литер «а1». ДД.ММ.ГГГГ между ним и Администрацией <адрес> Республики Крым заключен договор аренды земельного участка № площадью 205 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, №. Земельному участку присвоен кадастровый №, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, цель предоставления: для обслуживания жилого дома. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №. Малым частным предприятием «ГЮЙС» выполнен технический осмотр хозяйственных построек и <адрес> <адрес>, из заключения которого следует, что обследованные объекты возведены в период до 2005 года и соответствуют действовавшим на тот период требованиям СНиП II-7-81; состояние обследованных конструкций удовлетворительное (II категория), что позволяет при согласовании в установленном порядке продолжить их эксплуатацию в качестве малоответственных хозяйственных (нежилых) построек в составе: сарай литер «М» (площадью застройки 21,9 кв.м.), уборная-душ литер «Н» (площадью застройки 4,48 кв.м.), веранда литер «а1» (площадью застройки 24,53 кв.м.). Переоборудование ранее существовавшей веранды и возведения сарая и душа-уборной взамен ранее существовавших строений аналогичного назначения не ухудшили эксплуатационной надежности здания литер «А» и не препятствуют дальнейшей эксплуатации <адрес>. Согласно техническому паспорту № на <адрес> жилом <адрес> <адрес>, выполненного Коммунальным предприятием «Феодосийское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная квартира состоит из следующих помещений: 1 – кухня, площадью 14,5 кв.м., 2 – комната, площадью 15,5 кв.м., IV- веранда, площадью 21,6 кв.м., общая площадь составляет 51,6 кв.м., жилая площадь составляет 15,5 кв.м. При обращении в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о согласовании перепланировки истцу отказано в согласовании, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления согласовать самовольно произведенные переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, рекомендовано обратиться в Службу государственного строительного надзора Республики Крым. Из ответа Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на данный момент на территории Республики Крым отсутствует возможность ввода в эксплуатацию Службой самовольно возведенных объектов капитального строительства.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 12, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит исковые требования удовлетворить.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО7, действующая в интереса несовершеннолетнего ФИО8, ФИО9, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО10, ФИО6 Яна ФИО19.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым о сохранении квартиры в реконструированном виде и признании права собственности, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым оставлено без рассмотрения.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ определение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу.
Истец ФИО1 в судебное заседание при надлежащем извещении о месте и времени не явился, причины неявки суду не сообщил, направил своего представителя ФИО28, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает.
В судебное заседание ответчики ФИО12, ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявления, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований ФИО1 не возражают.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку стороны и третье лицо в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО16, как продавцом, и ФИО1, как покупателем, был заключен договор купли-продажи <адрес> находящейся по адресу: <адрес> удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ реестр №, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в регистрационной книге под номером 10.
ДД.ММ.ГГГГ между Щебетовским поселковым советом <адрес> в лице главы ФИО24, и гражданином Российской Федерации ФИО1 ФИО30 был заключен договор аренды земли №, по условиям которого на основании решения № сессии 5-г созыва Щебетовского поселкового совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Щебетовский поселковый совет <адрес> предоставил, а ФИО1 принял в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,0205 га для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (пункт 1).
Договор аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ заключен на 49 лет (пункт 8).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> Республики Крым, в лице Главы администрации <адрес> ФИО25 и гражданином Российской Федерации ФИО1 ФИО31 заключен договор аренды земельного участка №. Согласно п. 1.1 Договора арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять в аренду земельный участок общей площадью 205 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, в границах указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, цель предоставления: для обслуживания жилого дома, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). В п. 1.3 Договора указанно, что на земельном участке расположены объекты недвижимости (кадастровые номера №, №).Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (п. 1.4 Договора). Договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 Договора). Согласно п.3.1 Договора размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается на основании кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м. земельного участка с учетом вида разрешенного использования населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок согласно расчету арендной платы, которая является неотъемлемой частью данного Договора и составляет 1 874, 16 рублей в год. Размер арендной платы за неполный период (месяц, квартал) исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды.
По информации филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно материалам инвентарного дела № на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеется запись о регистрации права собственности за ФИО1 (целое) на основании договора купли-продажи, удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ реестр №. Сведениями об оформлении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, филиал ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> не располагает. Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> - одноэтажный многоквартирный дом, состоящий из 10 квартир.
Согласно техническому паспорту №, составленному Феодосийским межгородским бюро регистрации и технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящейся на первом этаже одноэтажного дома состояла из: 1- кухни площадью 14,5 кв.м., 2- комнаты площадью 15,5 кв.м.,IV – веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м., общая площадь квартиры составляет 51,6 кв.м., в том числе жилая 15,5 кв.м. Самовольно выстроено: возведение строений уборная-душ литер «Н» площадью 4,5 кв.м., сарай с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м., веранда литер «а1» увеличен в размерах на 8,7 кв.м.
В справке представленной ДД.ММ.ГГГГ за исх. № филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес>, указано, что по данным последней технической инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> состояла из: кухни № пл. 14.5 кв.м., комнаты № пл. 15.5 кв.м., веранды №IV площадью 21,6 кв.м., уборной-душа литер «Н» пл. застройки 4,5 кв.м., (выстроено самостоятельно), сарая с мансардой литер «М» пл. застройки 21,9 кв.м, (выстроен самостоятельно на месте снесенного сарая литер «Д»). <адрес> квартиры с верандой составляет 51,6 кв.м., в том числе жилая площадь 15,5 кв.м. В данной квартире ДД.ММ.ГГГГ была учтена самовольная перепланировка (увеличена веранда литер «а1» без разрешительных документов). Сведения об узаконивании перепланировки в <адрес>, уборной-душа литер «Н», сарая с мансардой литер «М» в материалах инвентарного дела отсутствуют.
Согласно ответу Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрено обращение ФИО26, действующей в интересах ФИО1, по вопросу согласования самовольно произведенной реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Заявителю было сообщено, что постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В рамках работы указанной Межведомственной комиссии в соответствии с административным регламентом предусмотрено предоставление ряда муниципальных услуг, в том числе и муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Предоставление муниципальной услуги по согласованию реконструкций объектов капитального строительства указанной Комиссией не предусмотрено. Для согласования самовольно произведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства и получения разъяснений по данному вопросу, заявителю было рекомендовано обратится в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
Как следует из письма Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение ФИО26, действующей в интересах ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что согласно статье 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФЗ «О принятии в российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования государственных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Особенности градостроительных отношений на территории Республики Крым по вопросам оформления документов, дающих право на выполнение строительных работ, урегулированы Порядком выполнения строительных работ, утвержденными постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Особенности градостроительных отношений на территории Республики Крым по вопросам оформления документов, подтверждающих принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, урегулированы Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. На территории Республики в соответствии со статьями 51.1 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по рассмотрению уведомлений о планируемом строительстве, об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», действуют уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Также сообщено о том, что на данный момент на территории Республики Крым отсутствует возможность ввода в эксплуатацию Службой самовольно возведенных объектов капитального строительства. В соответствии с частью 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ-№ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на здание (жилое помещение) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 30 кв.м, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 205+/-5 кв.м., за Муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Имеются сведения об ограничение прав и обременение объекта недвижимости вид: аренда, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ; срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; лицо в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ФИО1.
По ходатайству представителя истца ФИО28 определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного индивидуальным предпринимателем ФИО27, имеется самовольная реконструкция <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоящая из: кухни площадью 14,5 кв.м., комнаты площадью 15,5 кв.м., веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м., путем увеличения веранды литер «а1», а также возведение строений вспомогательного использования: уборная-душ литер «Н» площадью 4,5 кв.м., и сарай с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м. Реконструкция указанных объектов соответствует градостроительным, строительным, противопожарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с учетом контура реконструированной <адрес> данном доме, соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам.
По ходатайству представителя истца ФИО28 определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта дополнительной судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной индивидуальным предпринимателем ФИО27, объект недвижимого имущества – реконструированная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположены в пределах границ земельного участка, площадью 205 кв.м., расположенному по указанному адресу, кадастровый №, предоставленного истцу по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как следует из письменных заявлений собственников квартир, расположенных в многоквартирном доме по <адрес>, пгт. Курортное, Республики Крым, они дали согласие ФИО1 на узаконивание самовольно проведенной им реконструкции принадлежащей ему <адрес>, каких-либо претензий не имеют, не возражают в вводе в эксплуатацию проведенной реконструкции квартиры.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно положениям статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 26 и 28 постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Исходя из анализа статей 1186, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.
Статьей 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» предусматривалось, что разрешение на выполнение строительных работ – документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных и строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
Осуществление строительных работ на объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность по закону (часть 17 статьи 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий»).
Согласно положениям статьи 16 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» предусмотрено ограничение при использовании объектов благоустройства. Так, на объектах благоустройства запрещается выполнять земляные, строительные и другие работы без разрешения, выданного в установленном законодательством порядке.
Статьей 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» установлено, что заказчик имеет право выполнять строительные работы после: регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ, выдачи заказчику органом государственного архитектурно-строительного контроля разрешения на выполнение строительных работ.
В соответствии с положениями статьи 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил. Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец осуществил реконструкцию <адрес>, путем увеличения веранды литер «а1», а также возведение строений вспомогательного использования: уборная-душ литер «Н» площадью 4,5 кв.м., и сарай с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, объект недвижимого имущества в реконструированном виде расположен в пределах границ земельного участка, площадью 205 кв.м., по указанному адресу, кадастровый №, предоставленного истцу по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом; 4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; 4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 31 Закона Республики Крым № 54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым предусмотрено, что администрация муниципального образования городской округ Феодосии в области использования земли и охраны природы осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном городским советом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные правовые нормы, учитывая, что реконструкция квартиры была осуществлена до 2005 года, суд приходит к выводу, что к данным правоотношениям следует применять положения гражданского законодательства Украины.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В пункте 28 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что самовольная реконструкция объекта недвижимого имущества – <адрес>, путем увеличения веранды литер «а1», а также возведение строений вспомогательного использования: уборная-душ литер «Н» площадью 4,5 кв.м., и сарай с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, соответствуют градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилами, в существующем виде угрозу жизни или здоровью граждан не создают, и указанные объекты недвижимого имущества расположены в границах земельного участка, площадью 205 кв.м., кадастровый №, предоставленного истцу по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав истца ФИО1 путем сохранения объекта недвижимого имущества в реконструированном виде, признания за ним право собственности на <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., в том числе жилой площадью 15,5 кв.м, кадастровый №, состоящую из: кухни площадью 14,5 кв.м., комнаты площадью 15,5 кв.м., веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м, уборной-душа литер «Н» площадью 4,5 кв.м, кадастровый №, сарая с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 – удовлетворить.
Сохранить объект недвижимого имущества - <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., в том числе жилой площадью 15,5 кв.м. с кадастровым номером №, состоящую из: кухни площадью 14,5 кв.м., комнаты площадью 15,5 кв.м., веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м., уборной-душа литер «Н» площадью 4,5 кв.м. с кадастровым номером №, сарая с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в реконструированном виде.
Признать за ФИО1 право собственности на <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., в том числе жилой площадью 15,5 кв.м. с кадастровым номером №, состоящую из: кухни площадью 14,5 кв.м., комнаты площадью 15,5 кв.м., веранды литер «а1» площадью 21,6 кв.м., уборной-душа литер «Н» площадью 4,5 кв.м. с кадастровым номером №, сарая с мансардой литер «М» площадью 21,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: /подпись/ Ярошенко Г.А.