Дело № 2а-2823/2019 04 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Бабкина А. Н. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование, определив срок его исполнения,
установил:
Бабкин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - администрация МО «Город Архангельск») о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование, определив срок его исполнения.
Требования мотивировал тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... .... Заключением межведомственной комиссии от <Дата> <№> указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с длительным бездействием административного ответчика, связанным с несоблюдением процедуры изъятия жилых помещений в аварийном доме в установленном законом порядке, 21 мая 2019 года он в лице своего представителя по доверенности Мильвович Л.А. обратился в департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» с просьбой направить в его адрес требование о сносе и (или) реконструкции аварийного жилого дома по адресу: ... .... 05 июня 2019 года административным ответчиком в адрес собственников направлены требования о сносе жилого дома в срок до 01 июня 2020 года. Полагает указанный срок неразумным, поскольку проживание в доме угрожает жизни и здоровью административного истца, в связи с чем просит признать незаконным требование о сносе аварийного дома в части срока его исполнения и обязать администрацию МО «Город Архангельск» изменить данное требование, определив срок его исполнения не позднее 01 декабря 2019 года.
Административный истец Бабкин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Архангельск» Захарова О.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что многоквартирный дом ... включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», планируемая дата окончания переселения – 01 декабря 2023 года. Срок, установленный оспариваемым требованием, – до 01 июня 2020 года, является разумным, согласуется со сроком расселения дома, установленным адресной программой. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание не явились представитель заинтересованного лица межведомственной комиссии при администрации МО «Город Архангельск», заинтересованные лица Агафонов В.А., Пыдер М.К., Савинова Л.А., Савинов А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
По определению суда в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... ....
Заключением межведомственной комиссии от <Дата> <№> указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№>р многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, предписано жильцов дома, не обеспеченных жилыми помещениями в г. Архангельске, отселить в жилые помещения маневренного фонда, предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до 2018 года благоустроенные жилые помещения. После освобождения жилых помещений МУ МО «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» поручено организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о сносе дома в установленном законом порядке.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 03 марта 2017 года № 508р в распоряжение заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 04 марта 2014 года №564р внесены изменения, предписано жильцов дома, не обеспеченных жилыми помещениями в г. Архангельске, отселить в жилые помещения маневренного фонда, предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до 01 января 2021 года благоустроенные жилые помещения. После освобождения жилых помещений МУ МО «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» поручено организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о сносе дома в установленном законом порядке.
05 июня 2019 года в адрес административного истца, 27 июня 2019 года – в адрес остальных собственников административным ответчиком направлены требования о сносе жилого дома в срок до 01 июня 2020 года.
С настоящим административным иском истец обратился в суд 20 августа 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу, что установленный требованием о сносе жилого дома срок является разумным, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, конкретный срок, в который собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако он должен отвечать требованиям разумности.
Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Для соблюдения собственниками при принятии решения о сносе процедуры, предусмотренной ЖК РФ для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, необходимо время и финансовые средства.
Срок, установленный административным ответчиком, до 01 июня 2020 года является разумным, составляет менее одного года с даты направления оспариваемого требования, около восьми месяцев с даты рассмотрения настоящего административного дела.
Кроме того, предложенный администрацией МО «Город Архангельск» срок не является пресекательным, и собственники вправе по собственному усмотрению решить вопрос о сносе дома до истечения указанного в требовании срока.
Доказательств того, что с учетом крайней степени аварийности дома он представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в связи с чем срок сноса жилого дома должен быть изменен на предложенный административным истцом, в материалах дела не имеется.
Также суд учитывает, что многоквартирный дом ... включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (далее – Программа), основной задачей которой является, в том числе, предоставление в соответствии со ст. 32 ЖК РФ возмещения за жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, лицам, в чьей собственности они находятся.
Реализация мероприятий адресной Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер (раздел VI Программы).
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 4 абз. 4 раздела VI Программы).
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 01 сентября 2025 года.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Окончание срока переселения дома ... согласно адресной Программе – 01 декабря 2023 года. Срок сноса дома, указанный в оспариваемом требовании, с данным сроком согласуется.
Учитывая изложенное, установленный требованием о сносе жилого дома, направленным администрацией МО «Город Архангельск» собственникам расположенных в нем жилых помещений, срок его исполнения до 01 июня 2020 года является разумным и соответствующим требованиям ст. 32 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Бабкина А. Н. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование, определив срок его исполнения, отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ю.В. Москвина