Дело № 2-59/2024
25RS0017-01-2023-001398-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Кавалерово 21 февраля 2024 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Т.Н.,
при секретаре Пугиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение Пономарёвой ФИО1, Пономарёвой ФИО2, Пономарёвой ФИО3 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес>, Министерству труда и социальной политики <адрес> об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
установил:
прокурор <адрес> в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>»), администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес>, Министерству труда и социальной политики <адрес> об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа <адрес>, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проживающие в <адрес> в пгт. <адрес> Пономарёва Е.Е., Пономарёва О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Пономарёвой Е.Е. обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной похождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада. По результатам обследования указанного выше жилого помещения комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> в заключении установлены факт проживания заявителей в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факт нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта. Вместе с тем, данным заключением не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключении комиссии, противоречит его установочной части. Указанное заключение явилось основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило Пономарёву О.В., Пономарёву Е.Е., Пономарёву Е.Е. права на получение соответствующей выплаты.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено <адрес>.
Истцы, представители ответчиков - администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес>, КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерства труда и социальной политики <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Истцы, представители КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», <адрес> просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> против заявленных требований не возражала, разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства труда и социальной политики <адрес> сослался на то, что единовременная материальная помощь пострадавшим назначается и выплачивается при одновременном соблюдении условий: проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, и нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Обязанность по установлению нарушений условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации законодательно возложена на орган местного самоуправления, при этом заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. Поскольку указанное заключение не оспорено, в связи с чем, отсутствуют основания для установления данного факта и удовлетворения иска.
<адрес> также представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС осуществляется в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, само по себе отсутствие транспортного сообщения не свидетельствует об угрозе жизни и здоровью истцов, реальность угрозы устанавливается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств, уполномоченным органом факта нарушения условий жизнедеятельности не установлено, судебные акты не могут подменять собой решение административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Истцами не представлено доказательств обращения за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу его жизни или здоровья.
В возражениях на иск представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» указал, что факт нарушений условий жизнедеятельности истцов не установлен, угрозы жизни и здоровью не имелось. Полагала необходимым в удовлетворении иска отказать.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Пономарёва О.В., Пономарёва Е.Е., Пономарёва Е.Е. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Кавалеровского муниципального района <адрес> проходил снежный циклон.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
В январе 2023 года истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной с прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики <адрес> по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>.
В силу п.2.3. Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт".
Согласно пункту 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
В соответствии с п.п. п.п.4.5-4.7 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в Министерство труда и социальной политики <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по факту поступивших заявлений Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е., комиссией, действующей на основании Постановления администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено обследование места жительства истцов по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности.
По результатам обследования жилого помещения подтвержден факт проживания заявителей по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта).
Факт отсутствия транспортного сообщения в месте проживания истцов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания не оспаривался.
Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в месте жительства Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.
При этом вывод комиссионного заключения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителей не установлен, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.
Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. был установлен, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.
Доводы ответчиков о том, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, указанное решение не оспорено, в связи с чем, отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в судебном порядке, суд находит необоснованным. Поскольку никем не оспаривается, что в месте жительства Пономарёвой О.В., Пономарёвой Е.Е., Пономарёвой Е.Е. в период чрезвычайной ситуации отсутствовало транспортное сообщение, о чем указано и в заключении комиссии, поскольку факт нарушения условий их жизнедеятельности имел место быть и оснований для вывода об обратном у комиссии не имелось. Обращение истцов с настоящим иском, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, свидетельствует о их несогласии с заключением комиссии.
Необращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, нарушение условий их жизнедеятельности не исключает не свидетельствует о том, что в период снегопада истцы не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни или здоровью, суд находит не состоятельным, поскольку нарушение данного условия, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
Таким образом, Пономарёва О.В., Пономарёва Е.Е., Пономарёва Е.Е. являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа <адрес>, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать установленным факт нарушения условий жизнедеятельности Пономарёвой ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации 0520 №), Пономарёвой ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации № №), Пономарёвой ФИО3 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № № №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа <адрес> в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Пономарёву ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации № №), Пономарёву ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации № №), Пономарёву ФИО3 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № № №) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа <адрес> в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ИНН №) обязанность включить Пономарёву ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации № №), Пономарёву ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации 0516 №), Пономарёву ФИО3 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № № №) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 236-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Судья Т.Н. Щербакова
Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2024 года