Дело № 2а-1183/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 марта 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дубовицкой Н. М. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Дубовицкая Н.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления администрации города Ялты Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 5769-п «Об отказе Дубовицкой Н. М. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 450 кв.м., в порядке завершения оформления прав, с кадастровым №, из категории земель - «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>», возложении на администрацию города Ялты Республики Крым обязанности в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность данного земельного участка и в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а так же ей об исполнении решения суда.
Исковые требования обоснованы тем, что решением 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 ей было дано разрешение на составление проекта отвода данного земельного участка ориентировочной площадью 0,0450 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> на землях Форосского поселкового совета. Пунктом 3.1 указанного решения был установлен срок предоставления проекта отвода в поселковый совет – один год со дня принятия настоящего решения, то есть до 28.10.2011 года. В последующем, решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета от 04.02.2011 г. № 07 было отменено решение № 22 от 28.11.2002 года в части установления ограничения сроков на сбор и подготовку документов землеотвода земельных участков гражданам и юридическим лицам по Форосскому поселковому совету. 13 мая 2016 года истец обратилась в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка в порядке завершения оформления прав, приложив все необходимые документы, однако постановлением Администрации города Ялты от 30 декабря 2016 года № 5769-п ей было отказано в связи с окончанием срока действия решения. Считает указанное постановление незаконным, поскольку решение о даче ей разрешения на составление проекта землеустройства является действующим и никем не отменено, срок его действия установлен не был, а проект землеустройства не был утвержден в срок до 21 марта 2014 года по независящим от нее причинам, в связи с действием моратория на предоставление земельных участков.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил. При этом представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении иска, поскольку считает, что срок решения 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 утратило силу. Само решение 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового Совета от 28.10.2010 № 05 в части признании незаконным п.3.1 и 4 не отменено. Кроме того из материалов приложенных к исковому заявлению не усматривается то обстоятельство, что Дубовицкая Н. М. принимала меры по получению земельного участка в собственность до момента обращения в департамент имущественных и земельных отношений.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание также не явился, представил суду письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствии представителя с учетом позиции, изложенной в предоставленных пояснениях на иск, в удовлетворении иска отказать. В пояснениях на иск указал, что завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Считает, что на сегодняшний день решение 65-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 является недействующим в силу Земельного кодекса Украины и внесений изменений и дополнений к нему. При этом истец на протяжении длительного времени не совершала обязательные требования для получения в собственность испрашиваемого участка. В соответствии с Законом Украины от 29.06.2010 № 2367- IV, принятые и неисполненные до вступления в силу указанного Закона решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о разрешении на разработку проектов землеустройства сохраняют силу в течении двух лет со дня вступления в силу данного Закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчиков.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 Дубовицкой Н.М. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка № ориентировочной площадью 0,0450 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 данного Решения была установлена данному земельному участку категория земель как «земли жилой и общественной застройки».
Пунктом 3.1 данного Решения на Дубовицкую Н.М. была возложена обязанность предоставить в поселковый совет проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия настоящего решения, то есть в срок до 28.10.2011 года.
В случае неисполнения требований п. 3.1. настоящего решения в указанный срок, принятое решение будет отменено (п.4).
Во исполнение решения 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 истцом был заказан проект землеустройства, составлена техническая документация по установлению границ земельного участка.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Судом установлено, что 13 мая 2016 года Дубовицкая Н.М. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 5769-п Дубовицкой Н.М. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 450 кв.м., в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером №, из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с окончанием срока действия решения 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 № 05 (ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В обоснование правомерности своих действий ответчик ссылается на п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
10.12.2009 вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009 № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», которым статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Законом Украины от 29.06.2010 года № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья» п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23 июля 2010 года.
Ссылаясь на вышеперечисленные нормы законодательства Украины, ответчик полагает, что решение 65-й сессии 05 созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 о даче разрешения Дубовицкой Н.М. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка по состоянию на 21 марта 2014 года считалось утратившим силу, в связи с чем не являлось основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.
Вместе с тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами ответчика, исходя из следующего.
Решение о предоставлении Дубовицкой Н.М. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка было принято Форосским посСоветом после принятия Закона Украины от 29.06.2010 года № 2367-VI, а следовательно его Заключительные положения на него не распространяются.
При этом Законом Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» статья 151 ЗК Украины была вновь изложена в новой редакции, в соответствии с которой органы местного самоуправления и органы исполнительной власти при решении вопросов о даче разрешения на разработку проектов землеустройства не были наделены полномочиями по установлению сроков действия таких решений.
В связи с указанными изменениями в земельном законодательстве, решением Форосского посСовета № 07 от 04.02.2011 года было отменено решение Форосского посСовета № 22 от 28.11.2002 года Об установлении сроков на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому посСовету.
Кроме того, судом также установлено, что решением 5-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 57 от 26 января 2011 года было приостановлено принятие решений по заявлениям граждан о передаче в их собственность земельных участков, расположенных в двухкилометровой прибрежной защитной полосе вдоль Черного моря в городе Ялта до утверждения в установленном законом порядке отдельного проекта землеустройства по установлению границ вышеуказанной защитной полосы.
Проект землеустройства по установлению границ прибрежной защитной полосы и пляжной зоны Черного моря в границах города Ялта был утвержден решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 55 от 08 июня 2011 года, после чего принятие решений о передаче земельных участков было возобновлено.
Вместе с тем, решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 111 от 16 июня 2011 года, с целью установления границ города Ялта, разграничения государственной и коммунальной собственности, была утверждена Программа землеустройства города Ялта, в части установления границ города Ялта, в связи с чем принятие решений о передаче в собственность земельных участков, находящихся за границами территории города Ялта (за обводной трассой) вновь было приостановлено.
При этом землеустроительная документация по установлению границ города Ялта до 21 марта 2014 года так и не была утверждена и соответственно решения о передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся за пределами черты города, органом местного самоуправления не принимались.
Таким образом, судом установлено, что проект землеустройства по отводу Дубовицкой Н.М. в собственность земельного участка, разработанный ею на основании решения 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 г. № 05 не был своевременно рассмотрен и утвержден не по вине истца, не вследствие ее бездеятельности, а в связи с принятием Ялтинским городским Советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений.
При этом решение 65-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 28.10.2010 года № 05 не было признано незаконным, никем не отменено, повлекло для истца правовые последствия, для наступления которых оно было принято, со стороны истца было выполнено в полном объеме, в связи с чем суд считает, что основания для признания указанного решения утратившим силу отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Администрации города Ялты Республики Крым № 5769-п от 30.12.2016 года противоречит действующему законодательству, нарушает права истца, вследствие чего подлежит признанию судом незаконным.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Администрацию города Ялты Республики Крым следует возложить обязанность повторно рассмотреть его заявление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Дубовицкой Н. М. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 5769-п от 30.12.2016 года «Об отказе Дубовицкой Н. М. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 450 кв. метров, расположенного в городе <адрес>, в порядке завершения оформления права».
Обязать Администрацию города Ялта в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Дубовицкой Н. М. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 450 кв. метров, расположенного в городе <адрес> и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить суду, а также Дубовицкой Н. М. об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова