Дело № 2-93/21 (2 - 2498/20)
УИД: 36RS0006-01-2020-003496-97
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Поповой Е.И.,
с участием: представителя истца по ордеру Лущика Т.Ю., представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управы Центрального района городского округа город Воронеж по доверенностям Онипченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лущика Юрия Анатольевича к администрации городского округа город Воронеж о взыскании материального ущерба в размере 255 483,80 руб.,
установил:
Истец Лущик Ю.А. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником автомобиля №
23.12.2019 указанное транспортное средство под управлением ФИО1 по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, 8 получило механические повреждения в результате наезда на препятствие (дерево).
По факту указанного ДТП ИДПС 6 взвода ОБДПС ГИБДД УМВД по г. Воронеж вынесено Постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.12.2019.
В результате указанного ДТП автомобиль № г.в., получил механические повреждения.
Согласно отчету Автономной некоммерческой организации «Межрегиональное бюро судебной экспертизы и оценки» № 0193-20 от 31.03.2020 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля № составляет 255 483,80 руб.
В связи с чем, просит взыскать с администрации городского округа г. Воронеж материальный ущерб в размере 255483,80 руб.
Истец Лущик Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по ордеру Лущик Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить в полном объеме, взыскав сумму материального ущерба с администрации городского округа г. Воронеж.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управы Центрального района городского округа город Воронеж по доверенностям Онипченко С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил заявленные требования оставить без удовлетворения поскольку считает, что администрация городского округа г. Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, представлены письменные возражения.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда с участием ответчика, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Для наступления ответственности вследствие причинения вреда по ст. 1064 ГК РФ необходимо наличие следующих обязательных условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между вредом и противоправными действиями (бездействием), вина причинителя вреда.
Недоказанность наличия одного из указанных условий исключает возможность привлечения ответчика к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.12.2019 примерно в 22 ч. 47 мин. по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, 8 ФИО1., управляя транспортным средством № совершил наезд на препятствие (дерево), в ходе ДТП транспортное средство получило повреждения (л.д. 34).
Согласно свидетельству о регистрации ТС, на момент ДТП собственником автомобиля №, являлся Лущик Юрий Анатольевич (л.д. 7-8).
Обстоятельства повреждения автомобиля истца подтверждены материалом об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе схемой ДТП (л.д. 33-36).
Согласно отчету Автономной некоммерческой организации «Межрегиональное бюро судебной экспертизы и оценки» № 0193-20 от 31.03.2020 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля № г.в., составляет 255 483,80 руб. (л.д. 11-13).
На основании объяснений истца, административного материала, схемы места ДТП, суд считает установленным, что ДТП произошло в результате наезда на препятствие (дерево).
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196–ФЗ от 10.12.1995 г. (далее ФЗ № 196 –ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 196–ФЗ задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 ФЗ № 196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В соответствии с ч.ч. 5, 6, 12 ст. 3, ст. 13, ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (далее – ФЗ № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 ФЗ №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
На основании ст.ст. 13, 15, 17 ФЗ №257-ФЗ, п. 5. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ч.1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж (новая редакция), утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, к полномочиям администрации городского округа город Воронеж относится дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог и улиц на территории г. Воронежа.
Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнительно-распорядительные полномочия администрации городского округа могут быть переданы ею управам районов городского округа (ч. 2 ст. 48 Устава).
Согласно п. 1.1. Положения об управе Центрального района городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 20.03.2015 N 254 управа района является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
В соответствии с п. 3.3.4. Положения управе района переданы полномочия по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств по следующим видам работ: организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, судом установлено, что организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений относится к компетенции Управы соответствующего района городского округа г. Воронеж.
Исходя из изложенного, суд считает, что надлежащим ответчиком по данным требованиями является Управа Центрального района городского округа г. Воронеж.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Истец, обращаясь в суд с данными требованиями, указал в качестве ответчика администрацию городского округа г. Воронеж. В ходе судебного разбирательства истец настаивал на возложении обязанности по возмещению причиненного ущерба на администрацию городского округа г. Воронеж. При этом, ходатайств о замене ответчика, привлечении Управы Центрального района г. Воронеж к участию в деле в качестве соответчика заявлено не было, в связи с чем оснований для привлечения третьего лица Управы Центрального района городского округа г. Воронеж в качестве соответчика в порядке части 3 статьи 40 ГПК РФ или в порядке замены ненадлежащего ответчика по статье 41 ГПК РФ у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные истцом требования о взыскании материального ущерба с администрации городского округа г. Воронеж удовлетворению не подлежат, поскольку не представлено доказательств вины ответчика в причиненном ущербе, а также причинно-следственной связи между виновным действием ответчика и наступившими последствиями.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лущика Юрия Анатольевича к Администрации городского округа город Воронеж о взыскании материального ущерба в размере 255 483,80 руб. - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 19 января 2021 года.
Дело № 2-93/21 (2 - 2498/20)
УИД: 36RS0006-01-2020-003496-97
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Поповой Е.И.,
с участием: представителя истца по ордеру Лущика Т.Ю., представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управы Центрального района городского округа город Воронеж по доверенностям Онипченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лущика Юрия Анатольевича к администрации городского округа город Воронеж о взыскании материального ущерба в размере 255 483,80 руб.,
установил:
Истец Лущик Ю.А. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником автомобиля №
23.12.2019 указанное транспортное средство под управлением ФИО1 по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, 8 получило механические повреждения в результате наезда на препятствие (дерево).
По факту указанного ДТП ИДПС 6 взвода ОБДПС ГИБДД УМВД по г. Воронеж вынесено Постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.12.2019.
В результате указанного ДТП автомобиль № г.в., получил механические повреждения.
Согласно отчету Автономной некоммерческой организации «Межрегиональное бюро судебной экспертизы и оценки» № 0193-20 от 31.03.2020 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля № составляет 255 483,80 руб.
В связи с чем, просит взыскать с администрации городского округа г. Воронеж материальный ущерб в размере 255483,80 руб.
Истец Лущик Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по ордеру Лущик Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить в полном объеме, взыскав сумму материального ущерба с администрации городского округа г. Воронеж.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управы Центрального района городского округа город Воронеж по доверенностям Онипченко С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил заявленные требования оставить без удовлетворения поскольку считает, что администрация городского округа г. Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, представлены письменные возражения.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда с участием ответчика, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Для наступления ответственности вследствие причинения вреда по ст. 1064 ГК РФ необходимо наличие следующих обязательных условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между вредом и противоправными действиями (бездействием), вина причинителя вреда.
Недоказанность наличия одного из указанных условий исключает возможность привлечения ответчика к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.12.2019 примерно в 22 ч. 47 мин. по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, 8 ФИО1., управляя транспортным средством № совершил наезд на препятствие (дерево), в ходе ДТП транспортное средство получило повреждения (л.д. 34).
Согласно свидетельству о регистрации ТС, на момент ДТП собственником автомобиля №, являлся Лущик Юрий Анатольевич (л.д. 7-8).
Обстоятельства повреждения автомобиля истца подтверждены материалом об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе схемой ДТП (л.д. 33-36).
Согласно отчету Автономной некоммерческой организации «Межрегиональное бюро судебной экспертизы и оценки» № 0193-20 от 31.03.2020 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля № г.в., составляет 255 483,80 руб. (л.д. 11-13).
На основании объяснений истца, административного материала, схемы места ДТП, суд считает установленным, что ДТП произошло в результате наезда на препятствие (дерево).
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196–ФЗ от 10.12.1995 г. (далее ФЗ № 196 –ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 196–ФЗ задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 ФЗ № 196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В соответствии с ч.ч. 5, 6, 12 ст. 3, ст. 13, ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (далее – ФЗ № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 ФЗ №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
На основании ст.ст. 13, 15, 17 ФЗ №257-ФЗ, п. 5. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ч.1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж (новая редакция), утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, к полномочиям администрации городского округа город Воронеж относится дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог и улиц на территории г. Воронежа.
Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнительно-распорядительные полномочия администрации городского округа могут быть переданы ею управам районов городского округа (ч. 2 ст. 48 Устава).
Согласно п. 1.1. Положения об управе Центрального района городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 20.03.2015 N 254 управа района является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
В соответствии с п. 3.3.4. Положения управе района переданы полномочия по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств по следующим видам работ: организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, судом установлено, что организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений относится к компетенции Управы соответствующего района городского округа г. Воронеж.
Исходя из изложенного, суд считает, что надлежащим ответчиком по данным требованиями является Управа Центрального района городского округа г. Воронеж.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Истец, обращаясь в суд с данными требованиями, указал в качестве ответчика администрацию городского округа г. Воронеж. В ходе судебного разбирательства истец настаивал на возложении обязанности по возмещению причиненного ущерба на администрацию городского округа г. Воронеж. При этом, ходатайств о замене ответчика, привлечении Управы Центрального района г. Воронеж к участию в деле в качестве соответчика заявлено не было, в связи с чем оснований для привлечения третьего лица Управы Центрального района городского округа г. Воронеж в качестве соответчика в порядке части 3 статьи 40 ГПК РФ или в порядке замены ненадлежащего ответчика по статье 41 ГПК РФ у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные истцом требования о взыскании материального ущерба с администрации городского округа г. Воронеж удовлетворению не подлежат, поскольку не представлено доказательств вины ответчика в причиненном ущербе, а также причинно-следственной связи между виновным действием ответчика и наступившими последствиями.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лущика Юрия Анатольевича к Администрации городского округа город Воронеж о взыскании материального ущерба в размере 255 483,80 руб. - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 19 января 2021 года.