Дело № 2А-714/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года село Варна
Варненский районный суд Челябинской области, в составе председательствующего по делу судьи Зотовой А.С.,
при секретаре судебного заседания Пузиковой А.С.,
с участием
представителя административного истца – Жумабаевой Н.С.,
представителя административного ответчика – начальником Варненского РОСП УФССП России по Челябинской области Кот И.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СтройМонтаж» к судебному приставу-исполнителю Варненского РОСП Калмыковой Акмарал Жанибековне о снижении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СтройМонтаж» обратилось с административным исковым заявлением к к судебному приставу-исполнителю Варненского РОСП Калмыковой Акмарал Жанибековне о снижении размера исполнительского сбора.
В обоснование административного искового заявления указано, что 26 ноября 2021 года в отношении ООО «СтройМонтаж» было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании денежных средств в сумме 4256044 руб. 71 коп. в пользу ИФНС по Советскому району г. Челябинска. 14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем Варненского РОСП Калмыковой А.Ж. в рамках исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составило 297923 руб. 12 коп. У должника ООО «СтройМонтаж» имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку должник находится в тяжелом материальном положении, денежных средств на оплату задолженности по исполнительному листу и исполнительского сбора у общества не имеется. Просят уменьшить размер исполнительского сбора.
Представитель административного истца – ООО «СтройМонтаж» Жумабаева Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Варненского РОСП УФССП по Челябинской области – Кот И.П. требования не признала.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В судебном заседании установлено, что актом ИФНС по Советскому району г. Челябинска с ООО «СтройМонтаж» взыскана недоимка по налогам в размере 4256044 рубля 71 копейка.
На основании исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 26 ноября 2021 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Поскольку, ООО «СтройМонтаж» в срок, установленный для добровольного исполнения требований по исполнительному производству №-ИП, не исполнены, 14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 297 923 рубля 12 копеек.
При разрешении заявленных административным истцом требований, суд принимает во внимание, что ООО «СтройМонтаж» недоимка погашена в полном размере, согласно платежных документов.
В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Учитывая, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Принимая во внимание отсутствие со стороны административного истца умышленных действий по уклонению от исполнения требований исполнительного документа, имущественное положение должника, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем, подлежит уменьшению на 1/4, то есть на сумму 74 480 рублей 78 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «СтройМонтаж» удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора установленного в рамках исполнительного производства №-ИП от 26.11.2021 года на одну четверть, то есть на 74480 (семьдесят четыре тысячи четыреста восемьдесят) рублей 78 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы в Варненский районный суд.
Председательствующий: А.С. Зотова