УИД 16RS0049-01-2024-011133-12
дело № 2-5355/24
учет 2.101г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2024 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении льготы по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, взыскании суммы в счёт возмещения понесенных расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о предоставлении льготы по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, взыскании суммы в счёт возмещения понесенных расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что истец относится к категории «Ветеран боевых действий» и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона от --.--.---- г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
--.--.---- г. истец обратился с заявлением о предоставлении льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: ... ..., однако в предоставлении запрашиваемой меры социальной поддержки истцу было отказано, с чем он не согласен.
Истец за жилищно-коммунальные услуги и взнос на капитальный ремонт по вышеуказанной квартире оплатил 111 362 руб. 54 коп. (за период с марта 2022 года по март 2024 года 102 993 руб. 85 коп. + оплата 8368 руб. 69 коп. в июле 2024 г.).
Истец просил:
обязать ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» предоставить ему льготу по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт как ветерану боевых действий по квартире, расположенной по адресу: ... ...; взыскать 50 % от суммы, уплаченной им по оплате жилищно-коммунальных услуг по вышеуказанной квартире;
взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., причиненного нарушением права на предоставление указанной льготы.
Также истец просил взыскать 12 994 руб. в возмещение понесенных по делу судебных расходов, связанных с приобретением топлива для личного автомобиля для проезда из Республики Башкортостан (места жительства) в ... ... для участия в судебных заседаниях по данному делу.
К участию в деле ответчиком было привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (л.д. 47 оборот).
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление федерального казначейства по ... ... (л.д. 41 оборот).
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебном заседании исковые требования не признала.
Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан извещено о времени и месте судебного заседания, представитель не явился, направил возражения на исковые требования, в которых указал на несогласие с иском, просил рассмотреть дело без личного участия в суде.
Третье лицо Управление федерального казначейства по ... ... извещено о времени и месте судебного заседания, представитель не явился.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от --.--.---- г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки по компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Согласно положениям пункта 6 ст. 23.2 названного Федерального закона форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В развитие положений, предусмотренных приведенными выше нормами, принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №-- «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ... ...», которым утверждено «Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ... ...» (далее – Положение).
Согласно п. 1.2 Положения решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в пятидневный срок со дня поступления документов.
Согласно абзацу первому п. 2.1 Положения субсидии-льготы предоставляются отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, по месту постоянного жительства в соответствии с законодательством.
Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации --.--.---- г., льготы по оплате жилого помещения предоставляются по месту фактического жительства лица, имеющего право на получение указанных мер социальной поддержки.
По делу установлено, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от --.--.---- г. N 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением от --.--.---- г. (л.д. 10).
С --.--.---- г. в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: ... ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 34-36).
--.--.---- г. ФИО1 подал заявление на назначение меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: ... ....
В приеме у ФИО1 документов было отказано со ссылкой на то, что он зарегистрирован по адресу в ... ....
Полагая отказ незаконным, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
В ходе судебного разбирательства истец давал пояснения, что фактическое место его жительства находится по адресу в ... ....
Проживание истца по адресу в ... ... также усматривается из его искового заявления, в котором он адресом указал адрес в ... ....
Также постоянное место жительства истца по адресу в ... ... усматривается из его заявления о возмещении транспортных расходов, согласно которому он на судебные заседания по данному делу приезжал исключительно из адреса в ... ....
Данных о постоянном проживании в ... ... истец не приводил.
Таким образом, суд находит установленным, что местом постоянного места жительства истца является адрес в ... ....
Поскольку из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что местом фактического постоянного жительства истца является адрес в ... ..., а приведенные нормы предусматривают возможность предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства, то суд приходит к выводу о том, что запрашиваемые истцом меры социальной поддержки ему ответчиками не могут быть предоставлены, поскольку истец в ... ... не проживает.
Предоставление запрашиваемых истцом мер социальной поддержки по месту нахождения жилого помещения законом не предусмотрено, в связи с чем нахождение в собственности истца, проживающего в ... ..., квартиры в ... ... основанием для предоставления ему запрашиваемой меры социальной поддержки по месту нахождения квартиры не является.
Каких-либо доказательств неполучения истцом соответствующих мер социальной поддержки по месту постоянного жительства в ... ... по делу не представлено.
При этом истец не лишен права на повторное обращение за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, по месту своего жительства.
По делу не установлено нарушение ответчиками личных неимущественных прав истца, в связи с чем суд пришёл к выводу о том, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении льготы по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, взыскании суммы в счёт возмещения понесенных расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Шамгунов А.И.
Мотивированное решение
изготовлено --.--.---- г.