Сергокалинский районный суд РД судья М.С. Курбангаджиев
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 года, по делу №/2016, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М., Магомедовой А.М., при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский» <адрес> РД ФИО6 на решение Сергокалинского районного суда аджиалиевой Е.В. ой Республики Дагестан от <дата> по делу по иску заместителя прокурора <адрес> РД к администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» <адрес> РД (далее по тексту МО СП «сельсовет Ванашимахинский»), которым постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора Сергокалинского района РД к МО СП «сельсовет Ванашимахинский» о возложении обязанности разработать и принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «сельсовет Ванашимахинский» разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., выслушав объяснения прокурора ФИО5, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Сергокалинского района РД обратился в суд с иском к администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» об обязании разработки и принятия мер по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Сергокалинского района РД проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> РД законодательства о противодействии коррупции в части принятия мер по ее предупреждению. Проверкой установлено, что органами местного самоуправления МО СП «сельсовет Ванашимахинский» предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указанные меры по настоящее время не разработаны и не приняты.
Неисполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований указанного законодательства на территории сельского поселения, не использование предоставленных законом полномочий, влечет нарушение интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на противодействие коррупции. Считая, что отсутствие указанных мер не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории сельского поселения мероприятия по противодействию коррупции, а бездействие администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» по их не принятию, противоправным, нарушающим права и интересы граждан, прокурор обратился с указанными требованиями в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава МО СП «сельсовет Ванашимахинский» ФИО6 оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований прокурора.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора <адрес> РД ФИО7 полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский».
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав пояснения прокурора ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьёй 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
Согласно части 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьёй 3 названного закона установлено, что основными принципами противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции Министерством труда и социального развития России 08.11.2013 утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные во исполнение подпункта «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», разработанные для применения во всех организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются: - информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; - методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Как усматривается из материалов дела, органом местного самоуправления МО СП «сельсовет Ванашимахинский» меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не разрабатывались и не принимались.
Данное в суде не отрицалось и представителем администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский», подтвердившим, что указанные меры по предупреждению и противодействию коррупции на территории муниципального образования сельского поселения не разработаны и не приняты.
С учетом изложенного, требования прокурора обоснованно удовлетворены.
Доводы апеллянта о невозможности реализации решения суда ввиду незнания требований указанного законодательства и отсутствия поручений других лиц на их выполнение не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку приведенное выше законодательство не связывает выполнение его требований с указанными доводами апеллянта.
Кроме того, судом в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ на апеллянта возложена обязанность об исполнении решения суда в месячный срок со дня вступления в законную силу, который является достаточным и реальным для исполнения возложенной обязанности.
Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергокалинского районного суда аджиалиевой Е.В. ой Республики Дагестан от <дата> аджиалиевой Е.В. ой оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский» <адрес> РД ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи