Дело № 33а-6427/2020
(номер дела в суде первой инстанции 2а-2930/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.
судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.
при секретаре Джиба С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 17 сентября 2021 года административное дело по административному иску администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Трубниковой М.А., ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Федоренко Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Трубниковой М.А., ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что 25.03.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа по делу № 2-1342/2020, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска, которым на администрацию города возложена обязанность: в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить и назначить организацию по содержанию и обслуживанию бесхозяйной водопроводной сети от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого дома <адрес>; в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок водопроводной сети, проходящей от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД <адрес> до внешней границы наружной стены жилого дома <адрес>, возбуждено исполнительное производство № 46598/21/27001-ИП. 28.04.2021 судебным приставом-исполнителем Трубниковой М.А. при рассмотрении материалов исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации г. Хабаровска исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация города не согласна с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора, полагает, что постановление незаконно. В нарушение требований статьи 112 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя не утверждено старшим судебным приставом. Исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции, но при исполнении решения суда у администрации г. Хабаровска отсутствовали виновные действия, должником принимаются все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Так, согласно протоколу КЧС по предупреждению чрезвычайной ситуации на объектах жизнеобеспечения населения от 21.01.2021 № 2 МУП г. Хабаровска «Водоканал» определено предприятием, осуществляющим содержание и техническое обслуживание указанной водопроводной сети. Кроме того, в настоящее время подготовлен проект постановления администрации г. Хабаровска «О содержании и техническом обслуживании бесхозяйного сооружения водоснабжения, расположенного в Краснофлотском районе города Хабаровска», который находится на согласовании в структурных подразделениях администрации г. Хабаровска. После его согласования и подписания администрацией г. Хабаровска в Управление Росреестра будет направлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участка водопроводной сети. Помимо этого, исполнение решения возможно только в пределах денежных средств, предусмотренных решением Хабаровской городской Думой о бюджете городского округа. Полагает, что судебный пристав не наделен Бюджетным кодексом РФ полномочиями по взысканию исполнительского сбора за счет средств местного бюджета без наличия судебного акта. Статья 239 Бюджетного кодекса РФ запрещает взыскание исполнительского сбора за счет средств местного бюджета. В связи с указанным администрация г. Хабаровска просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска Трубниковой М.А. от 28.04.2021 о взыскании исполнительского сбора, освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 16.06.2021 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Хабаровска просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные доводам, указанным в административном иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Суколина Е.А. апелляционную жалобу поддержала по приведенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили.
На основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участника процесса, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 13 части 1 статьи 64, статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрена возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу части 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Не совершение должником указанных в исполнительном документе действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (абзац 3 пункта 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Из материалов дела следует, что 24.12.2020 Центральным районным судом г. Хабаровска был выдан исполнительный лист по гражданскому делу № 2-1342/2020, из которого следует, что администрация г. Хабаровска обязана: в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить и назначить организацию по содержанию и обслуживанию бесхозяйной водопроводной сети от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого дома <адрес>; в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок указанной водопроводной сети.
25.03.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 46598/21/27001-ИП на основании указанного исполнительного листа в отношении должника администрации г. Хабаровска. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 29.03.2021.
28.04.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю Трубниковой М.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей, поскольку должником не исполнены требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска, которым на администрацию г. Хабаровска возложены указанные обязанности, вступило в законную силу 28.07.2020.
Таким образом, обязанность по определению и назначению организации по содержанию и обслуживанию бесхозяйной водопроводной сети от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого дома <адрес>, должна быть исполнена администрацией г. Хабаровска в срок до 28.10.2020; обязанность представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок указанной водопроводной сети должна быть исполнена администрацией г. Хабаровска в срок до 28.05.2021.
Согласно протоколу заседания подкомиссии КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения № 2 от 21.01.2021 МУП г. Хабаровска «Водоканал» определено предприятием, осуществляющим содержание и обслуживание указанной водопроводной сети (пункт 1.1); Департаменту муниципальной собственности предписано закрепить постановлением администрации города указанную водопроводную сеть за МУП г. Хабаровска «Водоканал» для содержания и обслуживания в течение одного месяца момента утверждения протокола подкомиссии КЧС.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства администрацией г. Хабаровска судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска не было представлено сведений о решении, принятом 21.01.2021 на заседании подкомиссии КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения.
Принимая во внимание, что на момент вынесения оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району г. Хабаровска не располагала сведениями о принятых администрацией г. Хабаровска действиях по исполнению судебного решения в части исполнения обязанности по определению и назначению организации по содержанию и обслуживанию указанной водопроводной сети, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю от 28.04.2021 о взыскании с администрации г. Хабаровска исполнительского сбора.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться выводами суда об отказе в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суд исходил из того, что административным истцом не подтверждено, что исполнение требований исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы.
При рассмотрении требований об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора судом первой инстанции не была дана оценка всем фактическим обстоятельствам дела, также не учтены положения законодательства, определяющего порядок освобождения от взыскания исполнительского сбора в судебном порядке.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, на момент возбуждения исполнительного производства должником добровольно частично была исполнена обязанность, возложенная решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.06.2020 - определена и назначена организация по содержанию и обслуживанию указанной водопроводной сети. Обязанность представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок указанной водопроводной сети как на момент возбуждения исполнительного производства, так и на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 28.04.2021, не наступила.
В суд апелляционной инстанции представителем административного истца была представлена выписка из ЕГРН от 02.09.2021, из которой следует, что указанная водопроводная сеть принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости 02.09.2021.
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в указанной части.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Принять в указанной части новое решение, которым требования администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Трубниковой М.А., ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить; освободить администрацию г. Хабаровска от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 46598/21/27001-ИП.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи