Решение по делу № 33-889/2019 от 20.12.2018

Судья Майорова Т.Ю.         Дело № 33-889/2019

Докладчик Зиновьева Е.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей                 Галаевой Л.Н., Зуевой С.М.,

при секретаре Шпигальской В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 22 января 2019 г. дело по иску Кирсановой Юлии Юрьевны к администрации Татарского района Новосибирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее с апелляционной жалобой представителя администрации Татарского района Новосибирской области Сабирова Д.Т. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 10 октября 2018 г.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Кирсанова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Татарского района Новосибирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Кирсанова Ю.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 25 апреля 2008 г. ее родители - мать Р.В. и отец Б.Ю. были лишены в отношении нее родительских прав. На основании распоряжения главы Татарского района Новосибирской области от 16 августа 2008 г. ей был назначен опекун – ее бабушка Б.А.

Администрацией Татарского района Новосибирской области Кирсанова Ю.Ю., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Однако, несмотря на то, что с момента постановки её на учет для целей предоставления жилого помещения у неё возникло право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, она не обеспечена жилым помещением до настоящего времени.

Истец считает, что по достижении совершеннолетия, но не позднее окончания образовательного учреждения её должны были обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

25 сентября 2017 г. у истца родился сын К.К. В настоящее время она состоит на регистрационном учете и проживает с сыном в жилом помещении бывшего опекуна, где проживают еще 3 человека по адресу: <адрес>. Жилого помещения в собственности не имеет.

На основании изложенного Кирсанова Ю.Ю. просила суд возложить на администрацию Татарского района Новосибирской области обязанность предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Татарска Новосибирской области; взыскать с администрации Татарского района Новосибирской области в ее пользу судебные расходы в сумме 4 800 руб.

Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 10 октября 2018 г. исковые требования Кирсановой Ю.Ю. удовлетворены в полном объеме. Судом на администрацию Татарского района Новосибирской области возложена обязанность предоставить Кирсановой Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ 1996 года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 30 кв.м., в границах населенного пункта Татарского района Новосибирской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств областного бюджета Новосибирской области. С администрации Татарского района Новосибирской области в пользу Кирсановой Ю.Ю. взысканы судебные издержки в сумме 4 800 руб.

С указанным решением не согласился представитель администрации Татарского района Новосибирской области Сабиров Д.Т., в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что решение суда первой инстанции является неисполнимым, поскольку администрации Татарского района Новосибирской области не предоставлялась субвенция для приобретения или строительства жилых помещений для отдельных категорий граждан из областного бюджета, надлежащее финансирование для обеспечения истца жилым помещением отсутствует.

Внеочередное предоставление истцу благоустроенного жилого помещения, по мнению апеллянта, приведет к нарушению прав на получение такого помещения иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Кроме того, апеллянт полагает, что истец злоупотребил своим правом на взыскание с него судебных расходов, поскольку имел право на оказание ему бесплатной юридической помощи, которым не воспользовался.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей устанавливаются ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ в указанный закон внесены изменения, согласно которым действие положений ст. 8 распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По общему правилу жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

Согласно пункту 9 ст. 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что заочным решением Татарского районного суда Новосибирской области от 25 апреля 2008 г. родители Кирсановой Ю.Ю. (до заключения брака – Брит Ю.Ю.), ДД.ММ.ГГГГ 1996 года рождения, - мать Р.В. и отец Б.Ю. были лишены родительских прав в отношении истца, в силу чего истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с лишением родителей родительских прав распоряжением главы администрации Татарского района Новосибирской области от 16 июня 2008 г. несовершеннолетняя Юрит Ю.Ю. была передана под опеку Б.А. Жилое помещение за Брит Ю.Ю. не закреплялось.

Из копии паспорта Кирсановой Ю.Ю. и справки администрации Новомихайловского сельсовета Татарского района Новосибирской области от 14 августа 2018 г. следует, что с 11 октября 2011 г. истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит бабушке истца Б.А., в собственности истца не находится. Членом семьи собственника жилого помещения истец не является, своего жилого помещения в собственности не имеет, в связи с чем, она подлежит обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановление и.о. главы администрации Новомихайловского сельсовета Татарского района Новосибирской области от 07 июня 2008 г. Брит Ю.Ю. была принята на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Татарском районе.

ДД.ММ.ГГГГ 2014 г. истцу исполнилось 18 лет. Приказ о включении в список вынесен до достижения Кирсановой Ю.Ю. 18-летнего возврата, не оспорен и не признан незаконным.

Принимая во внимание, что Кирсановой Ю.Ю. были соблюдены условия, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, однако до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает признание государством права лица на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы администрации Татарского района Новосибирской области об отсутствии реальной возможности исполнения возложенной обязанности по предоставлению Кирсановой Ю.Ю. жилого помещения ввиду ненадлежащего финансирования не влечет отмену законного решения суда первой инстанции.

Так, согласно ст. 5 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Положениями п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решения вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, в том числе по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Согласно подп. «а» п. 52 ст. 1 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2013 г. № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к полномочиям органов местного управления Новосибирской области относится предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, на территории <адрес> уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является администрация Татарского района Новосибирской области.

Частью 1 ст. 6 Закона Новосибирской области № 411-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставлении местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области, расчет которых производится в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 12 декабря 2017 г. № 234-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» произведено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и детям из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальным образованиям Новосибирской области, в том числе Татарскому району Новосибирской области.

Доказательств, подтверждающих недостаточность переданных финансовых средств на приобретение жилого помещения истцу, в материалы дела представлено не было.

Более того, ст. 140 БК РФ, регламентирующей передачи субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, не предусмотрено адресное предоставление субвенций местным бюджетам для конкретного лица.

Таким образом, указание администрации Татарского района Новосибирской области на отсутствие надлежащего финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку само по себе не является основанием для отказа в заключении с лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения.

Указание апеллянта на отсутствие оснований для возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя также не является основанием для отмены или изменения принятого решения, поскольку право на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренное Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», является дополнительной гарантией защиты прав отдельных категорий граждан и реализуется по усмотрению гражданина.

Более того, как предусмотрено ч. 2 ст. 100 ГПК РФ, в случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части первой настоящей статьи расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.

Таким образом, бесплатное оказание истцу юридической помощи в связи с подачей в суд настоящего иска не освобождало бы ответчика от возмещения судебных расходов.

Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного и необоснованного решения, не допущено, выводы суда основаны на доказательствах по делу, исследованных полно и всесторонне, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, оснований для отмены принятого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 10 октября 2018 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Татарского района Новосибирской области Сабирова Д.Т. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-889/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кирсанова Юлия Юрьевна
Кирсанова Ю.Ю.
Ответчики
администрация Татарского района Новосибирской области
Другие
Отдел опеки и попечительства Администрации Татарского района Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
22.01.2019Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее