Дело № 2-2178/2020
УИД 18RS0003-01-2020-001043-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.В.,
при секретаре Левитских Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масленникова Б.П. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Масленников Б.П. обратился в суд с административным иском к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование указал, что на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года № 256 «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике» ему, как ветерану труда, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) в размере 50% от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В феврале 2017 года дочь истца М.М.Б. обратилась к нему с просьбой предоставить ей регистрацию по адресу г<адрес>, при этом она продолжала фактически проживать и работать в г. Перми. Регистрация в г. Ижевске была необходима ей для участия в судебном процессе.
Ответчиком ему было отказано в перерасчете ЕДК за период с февраля 2017 года по сентябрь 2018 года. Жалоба, поданная на имя руководителя территориального органа, не была удовлетворена; на личном приеме заместителя министра социальной политики и труда УР ему также было отказано в перерасчете.
Истец полагает, что поскольку Масленникова М.Б. постоянно проживает в г. Перми, она в настоящий момент не может являться членом семьи, ее доходы не могут быть учтены при решении вопроса о расчете ЕДК.
На основании изложенного просил признать действия Управления социальной защиты населения Октябрьского района г. Ижевска по отказу в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период февраль 2017 года – сентябрь 2018 года незаконными; обязать Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ижевска предоставить перерасчет ЕДК расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период февраль 2017 года – сентябрь 2018 года с учетом состава семьи из двух человек.
Определением от 9 апреля 2020 года суд перешел к рассмотрению исковых требований Масленникова Б.П. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет, по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 20 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, было привлечено Министерство социальной политики и труда.
В судебное заседание истец, представитель истца С.О.И., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали по изложенным в нем доводам.
Истец Масленников Б.П. суду пояснил, что в период времени с февраля 2017 года по сентябрь 2018 года его дочь М.М.Б. была официально зарегистрирована по адресу: <адрес> в настоящее время зарегистрирована в г. Перми. При обращении в УСЗН представлял все документы, которые у него просили.
Представитель истца С.О.И., действующая на основании устного ходатайства, пояснила, что фактически дочь истца проживала в г. Пермь, а регистрация в г. Ижевске ей была необходима для подачи заявления как обманутому дольщику. В УСЗН истцом представлялись и справка из ТСЖ, и с места ее работы, поэтому ответчик видел, что она не являлась на тот момент членом семьи истца, поскольку совместно с ним не проживала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Октябрьского района г. Ижевска В.А.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что по Постановлению Правительства УР от 7 сентября 2009 года № 256 дочь, зарегистрированная по месту жительства, является членом семьи. Масленниковым в УСЗН была представлена только справка о том, что его дочь проживает в г. Перми, которая не подтверждает ее регистрацию в г. Перми. Представленные истцом документы не дают право на перерасчет. Министерство защиты населения Удмуртской Республики в своих рекомендательных письмах поясняет, что при рассмотрении перерасчетов в связи с отсутствующими временно или постоянно зарегистрированными гражданами учитываются регистрация по месту пребывания или по месту жительства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Министерство социальной политики и труда, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало, представило письменные возражения, приобщенные к материалам дела. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 ст. 13, подпункт 8 пункта 1 ст. 14, подпункт 5 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер; перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ); основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 указанного Постановления Пленума).
Согласно пункту «ж» части 1 ст. 72, частям 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона (ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ).
В целях реализации мер социальной поддержки в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике», а также Закон Удмуртской Республики от 17 сентября 2007 года № 52-РЗ «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики».
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей:
меру социальной поддержки по оплате жилых помещений в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Удмуртской Республики, независимо от вида жилищного фонда, с учетом нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, находящихся на его иждивении;
меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Правительством Удмуртской Республики;
получение ежемесячной денежной выплаты.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены статьей 3 Закона Удмуртской Республики от 17 сентября 2007 года № 52-РЗ «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики».
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Удмуртской Республики, а также форма и размер предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Удмуртской Республики (часть 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике»).
Постановлением Правительства УР от 3 июня 2009 года № 139 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме» установлена с 1 января 2010 года на территории Удмуртской Республики денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на указанные меры социальной поддержки: в соответствии с Законами Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике», от 17 сентября 2007 года № 52-РЗ «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики» за счет и в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства УР от 7 сентября 2009 года № 256 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике (далее - Порядок предоставления ЕДК).
Согласно пункту 7 Порядка предоставления ЕДК (в редакции от 15 июня 2015 года), назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан (далее - уполномоченные органы).
Согласно пункту 8 Порядка предоставления ЕДК, ежемесячная денежная компенсация назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания, со дня возникновения права на нее, но не более чем за два месяца до дня обращения и представления в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Масленникову Б.П. с 1 января 2010 года была начислена ЕДК как ветерану труда, проживающему с супругой М.Ф.М.
Из письма Министерства социальной политики и труда УР от 8 августа 2019 года № 1712/01-2-33 на обращение Масленникова Б.П. усматривается, что в связи с изменением количества зарегистрированных в жилом помещении граждан М.Ф.М. предоставила в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска копию поквартирной карточки для перерасчета размера ЕДК, из которой Управлению стало известно о том, что в период с 13 февраля 2017 года по 6 июня 2018 года в квартире истца была зарегистрирована его дочь – М.М.Б.., в связи с чем состав семьи стал три человека.
Поскольку истец не сообщил своевременно об изменении состава семьи, за период с 1 марта 2017 года по 30 сентября 2018 года истцу Управлением были излишне выплачены суммы ЕДК; в связи с чем Управлением был произведен перерасчет размера ЕДК из состава три человека, размер излишне выплаченных сумм ЕДК за весь период их образования (с 1 марта 2017 года по 30 сентября 2018 года) в связи с изменением состава семьи составил 3 258 рублей. На основании заявления истца от 21 декабря 2018 года излишне выплаченные суммы ЕДК были удержаны в 100% размере из текущих выплат ЕДК.
Указанные обстоятельства сторонами по существу не оспариваются.
Из материалов дела также усматривается, что 29 января 2019 года Масленников Б.П. обратился в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска с заявлением, в котором просил продлить (возобновить) ему выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сделать перерасчет по составу семьи по представленным документам, из состава семьи – 2 человека.
При этом к заявлению Масленников Б.П. приложил: справку из ООО «Аргументы и факты в Перми» № 3 от 23 января 2019 года о том, что М.М.Б.. работает в ООО «Аргументы и факты в Перми» с 15 марта 2011 года по настоящее время; справку ТСЖ «Рабоче-Крестянская, 32» о том, что Масленникова М.Б. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> и фактически проживает по данному адресу с 11 октября 2017 года; письменные объяснения Масленниковой М.Б. о том, что она с марта 2011 года постоянно проживает и работает в г. Перми, прописка у родителей в г. Ижевске нужна была ей для ведения судебных дел; справку от 28 января 2019 года об оплате потребленного природного (сетевого) газа за февраль-сентябрь 2018 года; свидетельства о поверке № <номер>.
Решением № 8 от 7 февраля 2019 года Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года № 256 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике» Масленникову Б.П. отказано в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по следующему основанию: не положено по законодательству.
Ответчику направлено уведомление от 7 февраля 2019 года № <номер> об отказе в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В ответ на обращение Масленникова Б.П. Министерство социальной политики и труда УР в письме от 8 августа 2019 года № <номер> указало, что нарушений законодательства в действиях Управления по удержанию с истца выплаты ЕДК не выявлено. По вопросу перерасчета ЕДК в связи с тем, что дочь истца проживает в г. Пермь, истцу разъяснено, что предоставление ЕДК без учета граждан, не проживающих в жилом помещении, на которых плата за жилищно-коммунальные услуги не начисляется, осуществляется при соблюдении двух условий: 1. Наличие справки управляющих организаций о том, что на определенных граждан жилищно-коммунальные услуги не начисляются, 2. Наличие свидетельства о регистрации по месту пребывания - в отношении граждан, которые временно зарегистрированы по другому адресу. В связи с тем, что у дочери истца отсутствует временная регистрация в г. Пермь, произвести перерасчет размера ЕДК без учета дочери по приложенным документам не представляется возможным.
20 декабря 2019 года Масленников Б.П. обратился к руководителю Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска с жалобой на отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Письмом Минсоцполитики УР № М-24/175 Масленникову Б.П. разъяснено, что граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства, но фактически в данном помещении не проживающие, в расчет размера ЕДК не включаются при соблюдении двух условий: 1. Наличие справки управляющей организации, с указанием на то, что на определенных граждан жилищно-коммунальные услуги не начисляются. В случае если начисление платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется без учета количества проживающих граждан, т.е. из расчета общей площади жилого помещения, при наличии приборов учета на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), наличие справок из всех управляющих компаний о том, что начисление платежей за коммунальные услуги осуществляется по показаниям прибора учета или копии документов, подтверждающих установку приборов учета по каждому виду коммунальных услуг. 2. Наличие свидетельства о регистрации по месту пребывания - в отношении граждан, которые временно зарегистрированы по другому адресу. Масленникову Б.П. разъяснено, что свидетельство о регистрации по месту пребывания дочери М.М.Б. им представлено не было, на основании чего сделать перерасчет ЕДК с 1 марта 2017 года по 30 сентября 2018 года не представляется возможным.
В подтверждение своих доводов о том, что Масленникова М.Б. фактически не проживала по адресу <адрес> истцом суду представлены следующие документы:
Справка ТСЖ «Рабоче-Крестьянская», 32» г. Перми от 23 января 2019 года, согласно которой М.М.Б.., <номер> года рождения, зарегистрирована с 6 сентября 2018 года по адресу: г. <адрес>
Справка ООО «Аргументы и факты в Перми» № 13 от 23 января 2019 года, согласно которой М..Б. работает в ООО «Аргументы и факты в Перми» с 15 марта 2011 года по настоящее время в должности главного редактора.
Из выписки из поквартирной карточки от 20 декабря 2018 года усматривается, что в квартире по адресу <адрес> зарегистрированы: Масленников Б.П., <данные изъяты> с <данные изъяты> (постоянно), М.Ф.М., <дата> года рождения, с <данные изъяты> (постоянно), <данные изъяты>, <дата> г.р., была зарегистрирована (постоянно) с 13 февраля 2017 года по 6 сентября 2018 года.
В соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления ЕДК (в редакции от 15 июня 2015 года) в случае изменения состава семьи, основания получения ежемесячной денежной компенсации, а также обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления либо влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, граждане обязаны известить уполномоченный орган в течение 10 дней со дня наступления указанных обстоятельств в установленном порядке.
Перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем возникновения соответствующих обстоятельств.
Согласно пункту 16 Порядка предоставления ЕДК излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации за весь период ее образования возмещаются гражданином в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на определение права на получение ежемесячной денежной компенсации и ее размер, несвоевременное представление сведений об обстоятельствах, влияющих на объем и условия предоставления либо влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, несвоевременное и (или) не в полном объеме исполнение обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (или их отдельных видов)).
Возмещение излишне выплаченных сумм производится гражданином добровольно либо путем удержания уполномоченным органом в размере не свыше двадцати процентов суммы ежемесячной денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей ее выплате, либо в судебном порядке.
Для перерасчета ответчиком ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный в иске период по заявлению Масленникова Б.П. существенное значение имел факт регистрации М.М.Б. в соответствующий период времени по иному адресу.
Судом установлено и сторонами по существу не оспаривается, что на момент подачи заявления Масленниковым Б.П. 29 января 2019 года о перерасчете суммы документа, подтверждающего регистрацию в спорный период времени М.М.Б. в г. Перми, им представлено не было. Судом достоверно установлено, что М.М.Б. с 13 февраля 2017 года по 6 сентября 2018 года была зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>
В силу ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, факт проживания гражданина в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется его регистрацией по месту жительства.
На основании изложенного, исходя из представленных доказательств, суд полагает отказ Управления социальной защиты населения Октябрьского района г. Ижевска в перерасчете по заявлению Масленникова Б.П. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период февраль 2017 года – сентябрь 2018 года обоснованным, исковые требования - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Масленникова Б.П. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме принято председательствующим судьей 4 сентября 2020 года.
Председательствующий судья Е.В. Петрова