Дело № 2 -774/2022
УИД: 66RS0028-01-2022-000869-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ирбит 13 июля 2022 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гаевой Л.В., при секретаре судебного заседания Петровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чувашова С.В. к Акционерному обществу «Облкоммунэнерго» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
у с т а н о в и л:
Чувашов С.В. обратился с иском к Акционерному обществу «Облкоммунэнерго» (далее - АО «Облкоммунэнерго») об устранении препятствий в пользовании земельным участком, на том основании, что по договору купли-продажи от 15.02.2022 он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 3030 кв.м. по адресу: <адрес> с разрешенным использованием - под строительство объекта торговли. На данном земельном участке ответчиком без получения разрешения на строительство были установлены три опоры линии ЛЭП и воздушные линии электропередачи низкого напряжения, что создает обременения в пользовании земельным участком. Считает, что его право нарушено установлением охранной зоны для опор линии электропередач, в силу положений ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, в порядке уточнения иска просил: обязать ответчика в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу судебного акта демонтировать воздушную линию электропередачи низкого напряжения и три опоры низкого напряжения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № и вынести их за границы участка (л.д. 3-4, 94).
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия истца, представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Ирбитского районного суда (л.д.101,105).
В качестве письменных дополнений к исковым требованиям истец указал, что в ЕГРН отсутствуют сведения об обременении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в связи с чем, доводы ответчика о том, что охранная зона, как обременение, не подлежит внесению в сведения ЕГРН, ничем не подтвержден. В силу п.10, п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи являются линейным объектом капитального строительства, и в соответствии с п.п. 1, 2, 4, 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации их строительство допускается с обязательным разрешением, Таким образом, ответчик в отсутствие разрешения незаконно построил опоры и линии электропередач на его земельном участке (л.д.106).
В представленном письменном отзыве и дополнении к отзыву представитель ответчика просил в иске отказать, поскольку спорные линии электропередач установлены с 1996 года, то есть задолго до приобретения истцом права собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Наличие ЛЭП предполагает под собой охранную зону объектов и отсутствие регистрации данного обременения незаконность нахождения ЛЭП на участке не влечет. Истец не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, либо наличие реальной угрозы нарушения его прав собственника со стороны ответчика. На обращение истца по поводу переустройства участка электрической сети с выносом за границы земельного участка, был направлен ответ о переустройстве электрических сетей на возмездной основе за счет средств заявителя (л.д. 26-27, 102-103).
Рассмотрев заявленные требования, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению если истец докажет, что является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законного владения. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (пункт 46).
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47).
С учетом изложенного обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения, является установление факта нарушения ответчиком нормативных требований, а также нарушение этим прав и законных интересов истца.
Как установлено судом АО «Облкоммунэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям.
Чувашов С.В. на основании договоров купли-продажи земельного участка № от 15.02.2022 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 3030 кв.м. по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства объекта торговли. Ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д. 7-10).
Актом обследования земельного участка от 21.04.2022 установлено, что в границах указанного земельного участка истца имеются три опоры ЛЭП низкого давления, которые относятся к воздушной линии электропередачи электросетевого комплекса ЦРП-6 квольт, введенного в эксплуатацию согласно паспорту в 1966 году. Условная опора №1 находится на расстоянии 23,0 м юго-запада от границы земельного участка, условная опора № 2 – на расстоянии 24,9 и. юго-запада от границы земельного участка; условная опора № 2 – на 1,4 м. юго-запада от границы земельного участка (л.д.65-66).
Согласно паспорту на воздушную линию электропередач, а также инвентаризационно-технической карточке на электросетевой комплекс ЦРП-6 квольт, линям, расположенным на земельном участке Чувашова С.В., соответствуют литеры 116А, 116Б, 116Е, 116Д (л.д. 42-62).
Право собственности на электросетевой комплекс ЦРП-6 квольт, включая спорные опоры и линии электропередач, расположенные на земельном участке истца, принадлежат АО «Облкоммунэнерго», что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.28-30).
На обращение Чувашова С.В. о переустройстве участка электрической сети с выносом за границы, АО «Облкоммунэнерго» письмом от 17.03.2022 № предложило переустройство на возмездной основе за счет средств заявителя с разработкой технических условий на проектирование переустройства электрических сетей (л.д. 63).
Учитывая, что объект построен в 1966 году, установление охранных зон под линейными объектами электросетевого имущества регулируется статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 года № 667.
В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок определения таких зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
В период создания линии ВЛ-0,4кВ и до даты вступления в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №, действовали Правила электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года №, согласно которым охранные зоны устанавливаются в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства.
В настоящее время порядок обременения земельных участков охранными зонами для эксплуатации регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №. В силу того, что линии электропередачи были возведены в 1966 году, то есть до начала действия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и на момент ввода указанного объекта в эксплуатацию не требовалось регистрации охранной зоны, наличие охранной зоны линии электропередач предполагается в силу прямого указания п.2 действовавшего в указанный период Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255. При таких обстоятельствах доводы истца о том, что охранная зона линии ЛЭП не зарегистрирована в государственном кадастре недвижимости, суд находит несостоятельными.
Кроме того, руководствуясь статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец осознанно приобрел земельный участок с обременением, так как знал о наличии на его территории опор ЛЭП и при достаточной степени заботливости и осмотрительности должен был знать о прохождении через его участок охранной зоны воздушной линии электропередачи, суд приходит к выводу, что фактически объем прав на земельный участок у истца с момента приобретения участка не изменился.
Таким образом, с учетом возведения энергообъекта в эксплуатацию в 1966 году, приобретенный земельный участок, изначально имел указанные ограничения в использовании, не влекущие изъятие участка из оборота. При этом наличие охранной зоны устанавливалось фактом ввода спорной воздушной линии в эксплуатацию. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости необходимых сведений не является безусловным свидетельством того, что на земельном участке отсутствует объект электросетевого хозяйства, и что для данного объекта не установлена охранная зона. Охранная зона объекта электроснабжения устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону в собственность, и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц.
Учитывая, что законность установки спорных опор ЛЭП не опровергнута, то обстоятельство, что земельный участок истца подпадает под охранную зону, не может быть расценено как нарушение права собственника земельного участка. Истец не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, либо наличии реальной угрозы нарушения его прав собственника со стороны ответчика только лишь самим фактом существования на земельном участке опор ЛЭП и части линии электропередачи и не лишен возможности использования земельного участка, подпадающего под охранную зону, по его назначению, а также иным образом реализовать право владения и пользования земельным участком.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом не представлено доказательств создания ответчиком препятствий в осуществлении им как собственником правомочий по пользованию земельным участком, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении иска Чувашова С.В. к Акционерному обществу «Облкоммунэнерго» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий /подпись/
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2022 года
Решение не вступило в законную силу.
Судья Л.В. Гаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>