Дело № 2-95/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Лотошино Московской области
24 февраля 2014 года. Лотошинский районный суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Грицкевич Т.В.
при секретаре Нефедовой Н.В.
с участием представителя заявителя Щербининой С.В.
представителя Администрации Лотошинского
муниципального района Московской области Емельянова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кравченко Н. А. к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о признании постановления Главы Лотошинского района от 13 декабря 2012 года №__ незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Кравченко Н.А. обратилась в суд с заявлением к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о признании постановления Главы Лотошинского района от 13 декабря 2012 года №__ незаконным, указав в обоснование заявления, что 12.11.2013 года она обратилась в Администрацию Лотошинского муниципального района Московской области с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению граждан жилыми помещениями за счет средств бюджета в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», законом Московской области от 26.07.2006 года № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Как вдова умершего участника Великой Отечественной войны она имеет право на предусмотренные законодательством РФ соответствующие меры социальной поддержки.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 09.01.2010 года № 30, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем.
Постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 13.12.2013 года № 996 «Об отказе вдове умершего участника ВОВ Кравченко Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета» ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ – не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок).
Она считает данный отказ Администрации Лотошинского муниципального района незаконным.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от __.__.__ ей принадлежал жилой дом, представляющий собой саманное одноэтажное строение с верандой, общей площадью 47,7 кв.м., в том числе жилой – 15,7 кв.м., расположенный по адресу: ............., однако по семейным обстоятельствам по договору купли-продажи от 23.07.2009 года жилой дом был ею продан, при этом намерения ухудшить свои жилищные условия она не имела. Кроме того, право на обеспечение жильем она приобрела только 09.01.2010 года, когда Президентом РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов принято решение об обеспечении жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую меру социальной поддержки согласно Федеральному закону от 12.01. 1995 года «О ветеранах».
В настоящее время она проживает в жилом помещении своей дочери по адресу: ............, ............, ............, общей площадью 39,6 кв.м., в том числе жилой – 24,0 кв.м, обеспеченность ее общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 7,92 кв.м., что менее учетной нормы, действующей в Лотошинском районе – 15 кв.м.
Она считает, что подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ, как лицо, являющееся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.254 ГПК РФ, она просит признать постановление Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 13.12.2013 года №__ «Об отказе вдове умершего участника ВОВ Кравченко Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет федерального бюджета» незаконным.
Заявитель Кравченко Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, о чем в деле имеется расписка, с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии или об отложении дела слушанием не обращалась, интересы заявительницы в судебном заседании представляет по доверенности ее представитель Щербинина С.В., указанные обстоятельства позволяют суду в соответствии со ст.257 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии заявителя с участием ее представителя.
Представитель заявителя Кравченко Н.А.- Щербинина С.В. полностью поддерживает заявленные требования заявителя и просит их удовлетворить, одновременно в судебном заседании, не изменяя существо и предмет спора представитель заявительницы дополнила требования заявительницы Кравченко Н.А. и просит признать постановление Главы Лотошинского района от 13.12.2013 года №__ незаконным и отменить данное постановление.
Представитель Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, действия которой оспариваются, в лице Емельянова А.А., действующего по доверенности, с заявлением Кравченко Н.А. не согласен, указав в обосновании, что порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета и порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета закреплен в ЖК РФ. В соответствии с п.8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет. Заявительницей Кравченко Н.А. по договору купли-продажи от 23.07.2009 года был продан принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: ............, с момента продажи не прошло 5 лет, общая площадь данного жилого дома учитывается при принятия Кравченко Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, обеспеченность ее жилой площадью составляет более учетной нормы, действующей в Лотошинском районе – 15 кв.м, следовательно Кравченко Н.А. не имеет статуса нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 12.12.2013 года №__ «Об отказе вдове умершего участника ВОВ Кравченко Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета» Кравченко Н.А. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, а именно в соответствии с п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ – не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, по всем указанным основаниям заявление Кравченко Н.А. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что заявитель Кравченко Н.А., __.__.__ года рождения, уроженка ............, является вдовой участника Великой Отечественной войны Н., умершего __.__.__, на момент смерти мужа она была прописана и проживала по адресу: ............, в одноэтажном жилом доме, общей площадью 47.7 кв.м., газифицированное, без удобств, который принадлежал ее мужу Н., после смерти мужа заявительница Кравченко Н.А. по состоянию здоровья не могла проживать одна в указанном жилом доме и в 2006 году переехала на постоянное место жительство к своей дочери Щербининой С.В. по адресу: ............, ............ ............., ............ ............, где 13 мая 2006 года была постоянно зарегистрирована и проживает с дочерью по указанному адресу в ее семье по настоящее время. 12 мая 2009 года заявительница Кравченко Н.А. оформила наследство после смерти мужа на указанный жилой дом, получив свидетельство о праве на наследство по закону от __.__.__, реестр №__, а затем по договору купли-продажи жилого дома от 23 июля 2009 года она продала указанный жилой дом, зарегистрировав договор купли-продажи в установленном законом порядке. В настоящее время заявительница Кравченко Н.А. своего жилого помещения, принадлежащего ей по праву собственности или предоставленного по договору социального найма, не имеет.
12 ноября 2013 года Кравченко Н.А. обратилась к Главе Лотошинского муниципального района Московской области с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 13 декабря 2013 года №__ ей было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, на основании п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ пятилетний срок после намеренного ухудшения гражданином своих жилищных условий.
Основанием для вынесения указанного постановления Главы Лотошинского муниципального района послужило решение общественной комиссии по жилищным вопросам Лотошинского муниципального района и предоставленные Кравченко Н.А. документы, из которых следует, что Кравченко Н.А. зарегистрирована по адресу: ............, ............ ............, всего зарегистрировано 5 человек, общая площадь 39.6 кв.м., в том числе жилая- 24.0 кв.м., Кравченко Н.А. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: ............, который продан 23.07.2009 года, тем самым Кравченко Н.А. по мнению членов общественной комиссии, намеренно совершила действия, в результате которых произошло ухудшение ее жилищных условий.
Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
Указом Президента Российской Федерации N 14 от 07.05.2008 г. (в редакции Указа N 30 от 09.01.2010 г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлена задача завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обеспечение жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации ветеранами ВОВ, проживающими на территории Московской области, прав по обеспечению их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с положениями Закона Московской области от 26.07.2006 г. N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Закон МО N 125/2006-03).
Согласно положениям преамбулы и ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ, жилыми помещениями обеспечиваются члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст.51 ЖК РФ, перечень оснований является исчерпывающим.
В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О –О указано, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, при этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В судебном заседании установлено, что заявительница Кравченко Н.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны Н., умершего __.__.__, она зарегистрирована и постоянно проживает в квартире своей дочери Щербининой С.В., являясь членом ее семьи, общая площадь квартиры дочери составляет 39.6 кв.м., обеспеченность Кравченко Н.А. общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 7.92 кв.м., что менее учетной нормы, действующей в Лотошинском районе, которая составляет 15 кв.м., жилого помещения, принадлежащего ей по праву собственности или предоставленного по договору социального найма, Кравченко Н.А. не имеет.
Таким образом, Кравченко Н.А. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и как вдова участника ВОВ имеет право на обеспечение ее жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Далее, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что факт отчуждения заявительницей Кравченко Н.А. 23 июля 2009 года принадлежащего ей на праве собственности по наследству жилого дома, расположенного по адресу: ............, не может быть расценен как намеренное действие, ухудшающее жилищные условия заявительницы с целью последующего получения жилого помещения за счет федерального бюджета, так как на момент заключения договора купли-продажи указанного жилого дома / 23 июля 2009 года/, у заявительницы Кравченко Н.А. не могло возникнуть в результате совершения указанной сделки право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как указанное право возникло у заявительницы только после 21 декабря 2009 года, то есть после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», исключивших из п.п. 4 п. 1 ст. 14 Закона «О ветеранах» слова "и вставших на учет до 1 марта 2005 года".
Таким образом, у суда нет оснований признавать неразумными и недобросовестными, совершенными не в рамках действующего законодательства, действия заявительницы Кравченко Н.А. по отчуждению принадлежащего ей жилого дома по договору купли-продажи, действия Кравченко Н.Н. не могут быть расценены, как намеренное действие, ухудшающее жилищные условия заявительницы с целью последующего получения жилого помещения за счет федерального бюджета.
На основании изложенного суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что принятое постановление Главы Лотошинского района от 13 декабря 2013 года №__ « Об отказе вдове умершего участника ВОВ Кравченко Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета» является незаконным и подлежит отмене, то есть заявленные требования Кравченко Н.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 13 декабря 2013 года №__ « Об отказе вдове умершего участника ВОВ Кравченко Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета» незаконным и отменить данное постановление.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: