Решение по делу № 33-147/2014 от 13.01.2014

Судья ФИО2 дело № 33-147 2014 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Майкоп                      31.01.2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего- Бзегежевой Н.Ш.

судей: Сиюхова А.Р. и Муращенко М.Д.

при секретаре- Панеш С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Тхагапсова Р.Р. по доверенности Блягоз А.С. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.12.2013 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Тхагапсова ФИО12 к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании приказа незаконным, отказать.

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения истца Тхагапсова Р.Р. и его представителя по доверенности Блягоз А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитовой Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Тхагапсов P.P. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки РА о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обосновании требований указал, что мотивом исключения из данного списка послужило принадлежность ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения. Однако, данное жилое помещение было им отчуждено в ДД.ММ.ГГГГ и поскольку с момента совершения указанного действия, прошло свыше 5 лет, то на основании ст.53 ЖК РФ он должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика по доверенности Самоквитова JI.B. иск не признала, указав, что поскольку истец был обеспечен жильем и в порядке добровольного волеизъявления произвел его отчуждение, на него не распространяется право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, предусмотренное ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому, дополнительные гарантии на жилое помещение имеют лица указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Суд первой инстанции принял изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Тхагапсова Р.Р. по доверенности Блягоз А.С. просит отменить решение первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Свое несогласие с вынесенным решением мотивирует тем, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и неверно применены нормы материального и процессуального права. Считает, что законодатель связывает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда, с наличием либо отсутствием договора социального найма, заключенного с этими лицами либо членами их семей. Соответственно для предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда, истец должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по правилам ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и главы 7 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, в соответствие со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, истечение пятилетнего срока с момента отчуждения жилого помещения, является основанием для признания истца, нуждающимся в предоставлении жилья. Так же полагает, что со стороны истца не было намеренного ухудшения жилищных условий с целью создания условий для признания нуждающимся в предоставлении жилья, являющегося основанием для данного отказа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея приходит к следующему.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что истец был обеспечен жильем и в порядке добровольного волеизъявления произвел его отчуждение, в вязи с чем на него не распространяются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того положения ст.53 ЖК РФ, на которые ссылается истец, регламентирует обстоятельства, относящиеся к гражданам, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма. При этом, в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.

Между тем, с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

Судом установлено, что Тхагапсов Р.Р. относится к категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Анализ данной нормы законодательства свидетельствует о том, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда обусловлено наличием либо отсутствием договора социального найма, заключенного с этими лицами либо членами их семей.

Из материалов дела усматривается, что за Тхагапсовым P.P. были зарегистрированы: индивидуальный жилой дом со служебными строениями и сооружениями общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию с ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения права - ДД.ММ.ГГГГ.) и квартира, состоящая из двух комнат, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. - (дата прекращения права - ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах отказ в принятии истца на жилищный учет мог быть обусловлен лишь положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Совершение истцом, отчуждения принадлежащего ему жилого помещения нельзя признать умышленным и недобросовестным и являющимся препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, поскольку доказательств того, что указанный договор купли -продажи, который сам по себе не противоречит закону, был заключен с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в материалах дела не имеется.

К тому же, к моменту вынесения приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении истца из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прошло более 5 лет с момента заключения договора купли - продажи, в связи с чем правовые основания для исключения его из списка, не имелось.

В настоящее время истец не имеет в собственности жилого помещения и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Гарантированное право на предоставление жилья, им также не реализовано.

Установив указанные обстоятельства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене с вынесением нового о признании незаконным приказа Министерства образования и науки Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Тхагапсова Р.Р. из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст.328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.12.2013 года отменить.

По делу вынести новое решение, которым признать незаконным приказ Министерства образования и науки Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Тхагапсова ФИО13 из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председательствующий: Н.Ш. Бзегежева

судьи : А.Р. Сиюхов

М.Д. Муращенко

33-147/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
31.01.2014Судебное заседание
07.02.2014Дело сдано в канцелярию
07.02.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее